Начальная

Windows Commander

Far
WinNavigator
Frigate
Norton Commander
WinNC
Dos Navigator
Servant Salamander
Turbo Browser

Winamp, Skins, Plugins
Необходимые Утилиты
Текстовые редакторы
Юмор

File managers and best utilites

МИФОЛОГИЯ. Богиня рыб


Мифология - Рыба: западносемитская мифология

Кит в древности считался рыбой, и, соответственно, самой громадной среди прочих рыб. Он был олицетворением вавилонской морской принцессы Деркето, именуемой «кит Дер», которая "проглотила бога Оаннеса и подарила ему новую жизнь. Эта же Деркето, согласно мифам, была матерью основательницы Вавилона, царицы Семирамиды (Шаммурамат)". Мать-Рыба была  известна также как Тиргада, Афродита,  Атаргатис, Салация, Пелагия или Дельфина, имя которой означало «чрево» и «дельфин».(1)

 

Ктесий Книдский (V в. до н.э.) сообщает, что богиня Деркето упала в священный пруд города Бамбика (по-другому Эдесса, или Гиераполь) и была спасена рыбой, за что последняя была впоследствии сделана созвездием. Деркето, или Атаргатис (арамейское “Атар-Ата”) – западносемитская богиня плодородия, известная в греко-римском мире как “сирийская богиня”. В ее образе  слились черты Анат и Астарты.  Египетскую Хатхор отождествляли с библосской Астартой уже в эпоху Среднего Царства, а через Хатхор с Астартой была ассимилирована Исида. Чисто сирийской традиции следует в своем рассказе Диодор (Diod. II.4.3 ff), который передает легенду о том, как некогда богиня Афродита внушила Деркето страсть к одному сирийскому юноше. Деркето родила от него ребенка, которого оставила в пустынном месте, сама же она от стыда и печали бросилась в озеро, и превратилась в рыбу. С тех пор сирийцы почитают рыб как богов и не едят рыбу. Богиня Деркето изображалась с человеческим лицом, но телом рыбы. Подобный же рассказ встречается в “Хилиадах” Иоанна Цеца (Chil. IX.502), который говорит, что некая царица ассирийцев, по имени Деркето, совершила прелюбодеяние с юношей-сирийцем. Она родила младенца, и оставила его в деревне, а сама, стыдясь молвы, бросилась в озеро Мерида и утонула (но в “сирийских письменах” рассказывается, что она стала рыбой, поэтому сирийцы и не едят рыбу). Своеобразный вариант этой легенды был известен еще Ксанфу Лидийскому (V в. до н.э.): по его словам, Атаргатис была взята в плен Мопсом Лидийским, брошена вместе с сыном Ихтюсом в озеро близ Аскалона, и проглочена рыбами.Центральный мотив этого мифа связан с самооскоплением. В трактате Лукиана "О Сирийской богине", прекрасный юноша Комбабос оскопляет себя, а действие происходит в Гиераполе, где почиталась Деркето-Атаргатис. В ряде вариантов фаллос бросается в воду и проглатывается рыбой.

"Быть проглоченным китом означало пройти обряд посвящения, ведущий к перерождению".  Библейский эпизод с Ионой, который провел  три дня  в чреве кита соотносится с инициационным процессом обретения мудрости. Христос отвечает своим ученикам, ждущим от него знамения: "...как Иона был во чреве кита три дня и три ночи, так и Сын Человеческий будет в сердце земли три дня и три ночи". Выход Ионы из чрева кита есть символ духовного возрождения, а "образ пасти чудовища астрально соответствует звезде Фомальгаут (Рот Рыбы)". В древности эта звезда входила в созвездие Водолея и соотносилась с образом Матери-Рыбы. "Позднее эта Мать-Рыба родила Сына, который, как и она, был рыбой. И мифологические матери нередко опасны для своих сыновей: существует изображение на раннехристианском светильнике, где одна рыба пожирает другую". (2) Естественно, что именем  сына древней Матери-Рыбы было Ихтис – 'рыба'. В настоящее время Фомальгаут входит в созвездие Южной Рыбы. Бело-голубой цвет этой звезды перекликается с голубой одеждой и жемчужным ожерельем Морской Богини, "множество имен которой означают мировые океаны: Мария, Марина, Марианна, Мариамна, Миррина, Мирра, Мира-Ямм, Мари-Эль и Стела Марис, звезда морей".(1) 

Филистимляне поклонялись западносемитскому богу Дагону, культ которого с древнейших времен был распространен в Сирии.  Даг значит «рыба», а сам Дагон изображался с человеческими руками и рыбьим туловищем. Изначально он почитался как покровитель рыбной ловли и  культурных растений, в основном, зерна,   как бог плодородия и бури; в конце II – начале  I тысячелетия до н. э. он стал у филистимлян верховным богом войны.  Вероятно, представление о его воинственной сущности было заимствовано от дофилистимского (ханаанейского) населения палестинского побережья, которое считало его  супругой   богиню Шалу (возможно, хурритская богиня, она же супруга бога бури Адада). В одном старовавилонском тексте из Северной Месопотамии Дагон назван отцом Адада. Иногда он отождествлялся с Энлилем. В аккадской мифологии почитался как бог  невавилонского происхождения, покровитель населения долины среднего Евфрата. В городе Бет-Шеан Дагон был связан с  богиней Астартой, которая владычествовала в том числе и над рыбами. В Эбле Дагон почитался еще в III тысячелетии до н. э.  как бог  подземного мира, "которому поклонялись и филистимляне – видимо, пеласгийские переселенцы".(4) 

Дагон – один из множества древних богов, связанных с образом рыбы. В Ликии поклонялись божественной рыбе по имени Орфос или Диорфос – сыну Митры и Кибелы. Мессия очень часто обозначался как «Даг», или Рыба. Имя его указывает, что представление о нем унаследовано от вавилонского Дагона, человека-рыбы, который был наставником и толкователем для людей. Знаком прихода Мессии будет соединение Сатурна и Юпитера в знаке Рыб. "В древности каждому народу астрологи посвящали свой знак Зодиака. При этом созвездие Рыб астрологически было связано с еврейским народом и с Палестиной. Юпитер издревле почитался царственной, счастливой звездой, а Сатурн - защитником еврейского народа. Солнце перемещается по созвездию Рыб на границе зимы и весны, и астрологически это считалось сменой старого времени новым".(2)  Во Второзаконии  (4, 18) уже было воспрещено боготворение рыб, хотя одни из иерусалимских ворот продолжали называться Рыбными…

Символика пришествия Спасителя, несущего новое учение, была поддержана и развита адептами новой религии - христианства. Не только Христос назывался "Рыбой",  его ученики "рыбаками",  а новообращенные "рыбками", но и символом троичного единства были три переплетенные рыбы или три рыбы с одной головой.  

Использованные материалы:

  1. Барбара Уокер. Символы, сакралии, таинства;
  2. Мамуна Н.В. Зодиак мистерий;
  3. Мифы народов мира, т. I;
  4. Немировский А. И.  Этруски. От мифа к истории;
  5. Васильева О.А. Богиня-рыба и миф об Осирисе//IX Международная конференция “ЛОМОНОСОВ – 2002” .

www.a700.ru

Божественный гороскоп. Какая вы богиня из греческого пантеона?

какая ты богиня по знаку зодиака

Греческие богини повелевали каждая отведенной им сферой Вселенной. У каждой имелся свой образ, атрибутика, одежда и свой характер. И этот характер находит отражение в знаках Зодиака. Это интересный гороскоп, который расскажет о том какая вы богиня, про меня точно правда )

Узнайте, какая из богинь соответствует вам.

1. Козерог — Гестия

 

козерог какая ты богиняГестия — юная покровительница семейного очага и жертвенного огня, давшая обет целомудрия, из-за которого отвергла самого Аполлона! Любовь — дело хорошее, но и о насущном кто-то подумать должен. И думать об этом будет Козерог. Подобно Гестии, которая передала Прометею огонь для смертных, Козероги сначала заботятся о ближних, а в последнюю очередь о себе. Во всяком случае, так выглядит со стороны. В реальности же у Козерогов и так все хорошо. Они этому незаметно способствуют.

Другое, римское, имя Гестии — Веста. Ее жрицы должны были хранить невинность до окончания срока службы. А после они получали серьезную награду: освобождение от диктатуры отца, право распоряжаться своим имуществом, право миловать преступников и казнить неугодных. Любой Козерог был бы ЗА подобные условия обеими руками!

2. Водолей — Ника

водолей какая ты богиня

Ника — богиня победы, символ благополучного исхода. На большинстве своих изображений Ника была наделена крыльями или позой быстрого перемещения в воздухе. Подобно ей и Водолеи не могут спокойно усидеть на одном месте. И если представительницу водолейской расы попытаться присмирить в уголочке, она обязательно начнет выпаливать тирады без передышки и активно жестикулировать руками. Разве что по потолку не будет бегать этот Водолей! Но что уж тут поделаешь — так они устроены. Энергия и оптимизм бьют из их жизненного фонтана рекой.

И совсем как Ника, Водолеи побеждают. Всегда. Хотите победить в схватке с судьбой? Молитесь Нике! То есть, дружите с Водолеем. Обоим победы не жалко — будут и другие.

3. Рыбы — Афродита

какая ты богиня рыбы

Афродита, без сомнения, была рождена под знаком Рыб. Во-первых, она — богиня любви, во вторых, богиня красоты, ну, и в третьих, она понимает, что значит страдать. Афродита была влюблена в прекрасного Адониса, который погиб на охоте. Богиня не пережила горя и, разбежавшись, прыгнула со скалы в море. Богиням можно прыгать, они же бессмертны! И Рыбы бы прыгнули, если б могли. Но они и так умеют страдать столь сильно, что доводят окружающих до слез и инфарктов. Все думают: какие тонкие чувства, красивые страдания! Если вы устояли перед таинственностью и красотой Рыб, то быть вам в этой группе сострадающих. Одним словом, так или иначе, но на удочку Рыб попадаются все. Благо, Афродита из добрых богинь!

4. Овен — Афина

какая ты богиня овен

Афину греки почитали как одну из самых сильных богинь. Она — выражение мудрости, покровительница науки и ремесел, искусств, знаний и изобретательности. Однако главная ее сфера — война. Афина — единственная богиня, которая использует мужские атрибуты: доспехи, шлем, копье. У греков уже был бог войны — Арес, но тот вероломен и хотел войны ради войны. Афина благоволила лишь тем войнам, что были вынужденными. И здесь она — олицетворение Овна. Девушка-Овен с удовольствием насадит виновных и несправедливых на копье. Только виновных и только за дело. А не потому, что встала не с той ноги.

5. Телец — Деметра

какая ты богиня телец

Деметра — богиня плодородия и покровительница земледелия. Земледелие — кропотливый труд, поэтому культ Деметры можно выразить так: сейчас все дружно и хорошо поработаем, а после отдохнем и отведаем вкусностей, да не только хлеба насущного, но и вина! И чем больше, тем лучше. И в этом Деметра напоминает Тельца. Именно Телец способен оценить простые радости жизни — вкусную еду, хорошее вино и добросовестную работу.

Если вы решили, что Деметра — спокойная, как удав, покровительница трудящихся и вкусностей, то жутко ошиблись. Как-то раз Аид похитил дочку Деметры — Персефону. За что Деметра не побоялась достать нечестивца из преисподней и надавать ему по заслугам. Было решено, что дочь будет каждый год прибывать к маме в гости, а Аид Деметре не покажется больше на глаза. Знай наших! И так с каждым Тельцом — не стоит посягать на тех, кого они любят. Это касается всех без исключения!

6. Близнецы — Ирида

какая ты богиня близнецы

Ирида — прислужница Зевса и Геры, богиня радуги. Ее задача — разносить поручения по всему свету: на землю, в морские глубины и даже в царство мертвых. Однажды Зевс отправил Ириду в Аид с кубком, чтобы она набрала воды из реки Стикс. Ирида добыла жидкость без проблем и доставила на Олимп. Кто бы рискнул опускать руки в Стикс? А вот Ирида сделала все без проблем. И в этом ей сродни Близнецы. Они способны на самые немыслимые поступки, лишь бы приключения сулили недетский интерес.

Близняшки — заядлые путешественницы, тусовщицы и всеобщие приятельницы. Они не признают надуманных границ. Ирида запросто влетала в покои Зевса, а красавица-Близнец без проблем сможет познакомиться хоть с самим президентом, если нападет на нее такая охота. Легкость и обаяние — ключи от всех дверей. И ключи эти у Близнецов в декольте!

7. Рак — Гея

какая ты богиня рак

Гея — богиня земли, мать всего, что живет и растет на ней, а также мать неба, моря, титанов и гигантов. Одним словом — всеобщая мать. И это — вылитый Рак. Рака хлебом не корми, дай кого-нибудь родить и воспитать, ибо нет для Рака более серьезного занятия на земле! Остальное — суета и глупости.

Иногда Гею называли Хтонией. Прилагательное “хтонический” символизировало природную мощь земли и подземное царство. Все это без колебаний можно отнести к Ракам. Эти женщины — эталонные матери, которые готовы закопать обидчиков тех, кого опекают, в самое глубокое подземелье. И опекать они могут не только малышей. Кого Рак любит, того и опекает. Это их натура.

8. Лев — Гера

какая ты богиня лев

Все знают, что Гера — жена самого Зевса Громовержца, первая леди Олимпа. Однако мало кто помнит, что она — еще и покровительница брака, охраняющая мать во время родов. Гера вообще-то — третья жена Зевса, однако никто не помнит, что есть еще две. Имя богини переводится как “госпожа”. Гера не терпела никаких соперниц. Аки Львица. Она на Олимпе — королева, единственная и неповторимая. Нет? Тогда Гера поищет себе другой Олимп. Но не стоит волноваться, уважаемые Львицы. Такого не было и не будет — кто в здравом уме станет соперничать с той, у кого грива? Кто-то пробовал, но дело закончилось для них очень печально.

9. Дева — Фемида

какая ты богиня дева

А вот и одна из жен Зевса, о которых никто не помнит. Фемида. Никто не помнит, что она замужем и за кем, однако все прекрасно помнят, что Фемида — богиня правосудия. Она — символ непредвзятости и справедливости. И она — глас божий. Фемида озвучивала волю Зевса, дабы другие не глохли от громового голоса верховного бога. Вы уже догадываетесь, к чему это все ведет? Если Дева что-то говорит, то ее устами глаголет истина. И если эта истина вам не по нутру, все равно придется слушать, потому что Дева не ошибается: ей ваша личность неинтересна, она основывается лишь на фактах.

10. Весы — Персефона

какая ты богиня весы

Самые завидные женихи Олимпа, Арес и Аполлон, сватались к Персефоне. Но очаровательная дочь Деметры не оказалась в состоянии выбрать ни одного из них, так как, видимо, родилась под знаком Весов. Вот незадача! Довыбиралась она до того, что ее украл бог преисподней Аид. Так ее личная жизнь и устроилась — стали они жить долго и счастливо. Правда, вмешалась мать Деметра, и появился уговор: две трети года доча живет на Олимпе, и только треть — с муженьком под землей.

И в этом все Весы — пусть кто-нибудь возьмет инициативу в свои руки и решит все за них. А то они свои чашки будут туда-сюда мотать. А два правильных варианта — так это вообще рай для Весов. И одной чашке хорошо, и другой. И выбирать не надо!

11. Скорпион — Гекатаскорпион какая ты богиня по знаку зодиака

Геката наделяет мудростью в народных собраниях, дарует счастье на войне и хорошую добычу на охоте. Но это ее хобби, ибо основная работа Гекаты — пост богини Преисподней. Геката обучает смертных колдовству, властвует над ведьмами и ядовитыми растениями и водит дела с мертвыми душами на перекрестках. Одним словом, Гекату боятся даже те, кто не боится Аида.

И в этом Гекату напоминает Скорпион. Точнее, Скорпионша. В эту красотку влюбляются с первого взгляда. Влюбляются и держатся особняком. Какое-то шестое чувство подсказывает, что в этой бочке меда есть деготь, и не одна ложка. Но Скорпионша не беспокоится по этому поводу, ведь никуда поклонник не денется — будет поклоняться в любом случае.

Любопытный факт: по одной из версий, Статуя Свободы — это Геката. И факел ей нужен для того, чтобы освещать путь во тьме, где она королева.

12. Стрелец — Артемида

стрелец какая ты богиня по знаку зодиака

Артемида — богиня охоты и покровительница всего живого. А еще она — страж женского целомудрия и помощница рожениц. Да, сферы ее интересов, скажем прямо, не стыкуются. И здесь мы получаем Стрельца. Эти знаки — цельные натуры, которые способны понять и принять любую идею, верование и точку зрения. Нет, Стрельчиха не готова и сама во все это уверовать, просто она понимает. Она считает, что надо не пропустить заварушку, ведь разобраться можно и по ходу дела. И она разбирается. Вот в чем фишка! А самое интересное и смешное — обе стороны конфликта считают, что Стрелец на их стороне. В том и находят противоборствующие примирение. А Стрелец отправляется примирять другие противостоящие противоположности.

sterva.info

Мифология - Рыба: индоевропейских народов мифология

Рыба как водяное животное соотносится в древних представлениях с Нижним миром, однако общего наименования для рыбы в индоевропейских языках нет. Часть их  (греческий, хеттский, армянский, литовский, латышский, прусский, тохарский А, индийский) образует название рыбы  от общеиндоевропейской основы со значением "земля". В другой группе диалектов (кельтский, латинский, германский) "рыба" обозначается другим словом, очевидно, диалектным образованием, откуда лат. piscis, англ. fisk и т. д., сюда же относят и рус. пескарь, пискарь. Не только наименование рыбы различно в латинском и греческом, но и все термины, относящиеся к искусству рыбной ловли: названия сети, удочки, крючка, наживки образовались независимо. Различие наименований для рыбы, подтверждаемое другими доказательствами, говорит о том, "рыба стала пищей арийцев уже после лингвистического разделения". Следует отметить также,  что тогда как греческое наименование рыбы не встречается в латинском языке, латинское наименование piscis вновь встречается в кельтском и тевтонском; это еще одно доказательство того, что окончательное разделение греков и латинян произошло раньше, чем разделение латинян с кельтами, или кельтов с тевтонами. Про рыбу в качестве пищи не упоминается в Ведах, и у Гомера она является лишь в виде исключения, и выражение «рыбоед» употребляется Геродотом как презрительное. "Вкус к рыбной ловле и искусство это развились, по-видимому, в эпоху, сравнительно позднейшую".(1) А.Н. Афанасьев приводит мнение Пикте о происхождении лат. piscis, гот. fisks, англос. fisc, сканд.  fiskr, др.-нем. fisk, кельт. pysq, pesk от санскритского корня pis: pês-ire, pêsvara - подвижный, скорый, что вполне согласуется с быстротой и легкостью передвижения рыбы. Славянское же слово "рыба" произошло от санскр. корня rab, ramb или rabh, откуда rabhas - быстрота, беглость.

 

Археологические данные свидетельствуют о сакрализации рыб с древнейших времен, о табуировании рыб как продукта питания, что было связано, прежде всего, с представлением о принадлежности их богине  воды, богине-Матери, выступавшей в образе Рыбы. Однако в мезолите уже появляются свидетельства того, что у некоторых групп индоевропейцев рыбы стали входить в рацион питания.

Одной из широко распространенных мезолитических культур Западной и Центральной Европы была культура маглемозе, ранние поселения которой датируются VIII тыс. до н.э., поздние – серединой V тысяч. до н. э. Поселения маглемозе найдены в Англии, Франции, ФРГ, Швеции, Дании, Норвегии. Повсюду они устраивались на заболоченных  берегах рек и озер. У обитателей этих поселений уже было развитое рыболовство, которое сочеталось с охотой и собирательством. Вероятно, именно рыболовство обеспечило переход к оседлости, потому что рыбная ловля давала стабильные запасы пищи. Такой вывод подтверждается  примером   на другом конце земного шара: благодаря рыбной ловле народы Амура перешли к оседлому образу жизни гораздо раньше, чем родственные им жители Восточной Сибири.

Территорию современных Болгарии, Сербии, Румынии и Македонии (а также некоторых регионов Северной Греции, Албании и Венгрии) охватывала культура Винча (Vinсa culture), давшая начало многим южно-восточноевропейским культурам энеолита и бронзового века. Она была предшественницей культуры шнуровой керамики, выходцами из которой считают германцев, балтов и славян. Население  областей культуры Винча в  отличие от других неолитических европейских культур  уже перешло от охоты и собирательства к земледелию, выращивая зерновые и виноград, занималось ткачеством и разведением домашних животных. Усыпальницы придунайского поселения Лепенски-Вир (Югославия) датируются 6500-5500 гг. до н.э. "Главное божество придунайского поселения Лепенски-Вира на территории Сербии (Югославии) имело вид женщины-рыбы или гибрида женщины, рыбы и хищной птицы; его изображения помещали у изголовья алтаря". Любопытно, что в тексте Рамессейского драматического папируса сообщается о том, что "рыба и птица бросаются в реку для того, чтобы спасти останки утопленного Осириса".(5) Над палеолитическим  изображением рыбы из Горж-д’Анфер (Дордонь)  находится изображение, иногда толкуемое как голова птицы. Образы рыбы и птицы служат классификаторами соответственно нижней и верхней зон мироздания. Однако гибридное изображение рыбы-женщины-хищной птицы наводит на мысль о более глубинном смысле синтеза летающего и плавающего существ: представляется, что их объединяет  общая идея смерти, возвращения в материнское лоно - поглощение рыбой или хищной птицей - и последующее возрождение из яйца-икринки.  Мария Гимбутас пишет, что в усыпальницах придунайского поселения Лепенски-Вир (Югославия) 6500-5500 гг. до н.э. "есть весьма убедительные доказательства того, что гробницы могли играть роль святилищ Богини смерти и возрождения".  Изображение гибридного существа - рыбы-женщины-хищной птицы - должно представлять именно эту богиню. В росписях Чатал-Хююка  эта богиня  предстает как смерть "в облике грифов, как возрождение - в образе лягушек, причем изображения последнего типа перемежаются с Богиней в позе роженицы". Лягушка и рыба в мифологических представлениях - взаимозаменяемые животные.

Культура Винча примечательна еще и тем, что в ходе раскопок на территории Южной Сербии, в районе города Плочник,  учёные обнаружили свидетельства существования племени, представители которого уже по крайней мере 7500 лет назад занимались металлургией. Следовательно, культура Винча не только не отставала в своем развитии от переднеазиатских культурных центров, давших начало цивилизациям Месопотамии, Малой Азии, Закавказья и территории «Плодородного полумесяца», но и опережала их на 500-800лет. Однако носители культуры Винча преуспели не только в открытиях в области металлургии, но и в создании первой письменности на территории Европы, вероятнее всего родственной (а может быть и производной)  письменности Тэртерии (территория современной Румынии). Глиняные таблички с письменами оказались на 1000 лет старше шумерских. Вопрос о о том, кем были  древние жители Тэртерии, писавшие "по-шумерски" в V тысячелетии до н.э., когда самого Шумера еще и в помине не было, остается пока что открытым. 

Древняя праиндоевропейская  богиня-Рыба, из многочисленных имен которой у индоевропейцев сохранились имена Салация, Пелагия и Дельфина - последнее буквально означает «чрево» и «дельфин», - богиня плодородия и мудрости (ср. ирландский "лосось мудрости")  это - Мать, дающая, хранящая и забирающая жизнь. Этот образ, воплощенный в каменных изваяниях языческого периода Армении - вишапах, запечатленный в виде гигантских рыб и тюленей в наскальных изображениях онежско-беломорского ареала, образ, сложившийся еще в период ностратической общности народов, пережил тысячелетия, дойдя до наших времен в мифах, сказках и легендах. А. Голан замечает, что "коль скоро земные воды связывались с богиней", то не удивительно, "если рыба ассоциировалась с женским образом. Ностратическое *kala означает не только 'сосуд', но и 'рыба'. В археологических материалах эпохи неолита есть идолы полуженщины-полурыбы. Славянская Мокошь, или Берегиня, и греческая Артемида, имеющие черты неолитической богини, изображались с рыбьим хвостом".  И, хотя образ женского божества воды имеет  мужского двойника  с чертами рыбы, но подавляющая часть материалов по этой теме относится к женскому божеству.

С рыбьим хвостом Артемиды и  ностратическим 'кала' - рыба  коррелируют "водные" имена нимф - спутниц Артемиды: имя Каллироя ("прекрасно текущая") содержит указание на речную воду, Каллиопа соотносится с журчанием ручья и плеском волн, а нимфа Каллисто - "прекраснейшая" - становится самым заметным созвездием северного неба - Большим Ковшом, по перемещениям которого  определялось наступление очередного времени года. И время, санскритское 'кала', текуче подобно воде. По этому же признаку в одном семантическом ряду с этими словами стоит и слово 'свет' - наполняющий, заливающий собой весь мир. Таким образом, такие категории как время, вода и свет могут быть объединены одним общим символом  Рыбы: кусая свой хвост, она представляет круговорот вечно текущего времени, а из раскрытой пасти рыбы струится свет.

Мужским двойником богини-рыбы в русской мифологии выступает хозяин вод - пучеглазый водяной с рыбьим хвостом. Одно из значений семитского слова Dag означает 'рыба', и, вместе с некоторыми  индоевропейскими названиями рыбы, оно соотносится "с праиндоевропейским названием земли *d(h)eg(h). В Ханаане и Финикии божество Дагон (Daghon), представлявшееся полумужчиной-полурыбой, считалось покровителем хлебопашества, плодородия и войны (отсюда еврейские daghan 'пшеница', daghen 'размножаться')".

Мифология Рыбы получила отражение в зодиакальном знаке Рыб с последующим мистическим развитием образа Рыбы в христианской символике. "Каждая религия находится под влиянием двух оппозиционных созвездий. Христианская религия возникла под воздействием Рыб и их полярной противоположности – Девы; эти два символа часто встречаются в Евангелиях".(7) Иисус Христос в ранней христианской литературе называется "Рыбой". Акростих Ichthys (греч. – рыба) составленный из начальных букв греческих слов, образующих теологическое понятие Icsous Christos Theou Hyios Soter (Иисус Христос, сын Божий, Спаситель),  как символ рыбы считался тайным паролем христиан находящихся во враждебном окружении язычников. В катакомбах первых христиан часто встречаются изображения рыбы. Купель, в водах которой происходило крещение называлась piscine, дословно "рыбий садок", апостолы сравнивались с "ловцами человеков", уподобляясь рыболовам, а новообращенные именовались Pisciculi (рыбки). Рыба, как таковая, вместе с хлебом представляла собой символ божественной трапезы. "Согласно христологическим представлениям, в период всемирного потопа рыбы не были подвергнуты Божьему проклятию и христиане в обряде крещения уподобляются рыбам. ...Раннехристианские фрески в римских катакомбах представляют рыбу как символ евхаристии, и раннее средневековье оставило изображения последней, тайной вечери, где на трапезном столе, наряду с хлебом и чашей вина находится также и рыба". Митра, головной убор католических епископов, символизирует рыбий рот; слово «епископ»  связано с латинским piscts – «рыбы»; так же называется по-латыни  созвездие Рыб. "Ихтис («Рыба») было прозвищем не только Христа, но и Бахуса, Мардука, Гора… В германском Зодиаке зодиакальные Рыбы назывались Ихтон. Рыба здесь – женское божество, давшее рождение второй рыбе – богу Солнца".(7)

 

 

Использованные материалы:

  1. И. Тейлор Славяне и арийский мир Глава 3 Неолитическая цивилизация;
  2. А.Н. Афанасьев. Поэтические воззрения славян на природу, т.2, изд. 1995г.;
  3. Бадер Н.О. Мезолит//История первобытного общества;
  4. Мария Гимбутас. Цивилизация Великой Богини: мир Древней Европы;
  5. О.А.Васильева. Богиня-рыба и миф об Осирисе (доклад на IX Международной конференции   “ЛОМОНОСОВ – 2002”;
  6. А.Голан. Миф и символ;
  7. В.Н. Мамуна. Зодиак мистерий;
  8. Ганс Бидерманн. Энциклопедия символов.

www.a700.ru


Смотрите также

 

..:::Новинки:::..

Windows Commander 5.11 Свежая версия.

Новая версия
IrfanView 3.75 (рус)

Обновление текстового редактора TextEd, уже 1.75a

System mechanic 3.7f
Новая версия

Обновление плагинов для WC, смотрим :-)

Весь Winamp
Посетите новый сайт.

WinRaR 3.00
Релиз уже здесь

PowerDesk 4.0 free
Просто - напросто сильный upgrade проводника.

..:::Счетчики:::..