xn--80apfevho.xn--p1ai

Абстрактная композиция рыбы | Фото большого размера и векторный клипарт

xn--80apfevho.xn--p1ai

Абстрактная композиция рыбы | Фото большого размера и векторный клипарт

xn--80apfevho.xn--p1ai

 

Начальная

Windows Commander

Far
WinNavigator
Frigate
Norton Commander
WinNC
Dos Navigator
Servant Salamander
Turbo Browser

Winamp, Skins, Plugins
Необходимые Утилиты
Текстовые редакторы
Юмор

File managers and best utilites

Результаты поиска: абстрактная композиция рыбы. Композиция рыбы


1. Сюжет – композиция – жанр, творческая история («Царь-рыба» В.П. Астафьева). Русская натурфилософская проза второй половины ХХ века: учебное пособие

1. Сюжет – композиция – жанр, творческая история («Царь-рыба» В.П. Астафьева)

Жанр «Царь-рыбы» В. Астафьева, определенный самим автором как «повествование в рассказах», интерпретировался в критике по-разному: как «скрытый роман» (В. Курбатов), разновидность романа, отличающаяся формой повествования (JL Якименко), роман (Н. Яновский), повесть (Н. Молчанова, Р. Комина, Т. Вахитова), «такое жанровое образование, которое ближе всего к циклу» (Н. Лейдерман). О том, как осуществлялся поиск «формы» произведения, Астафьев писал: «Друзья подбивали меня назвать “Царь-рыбу” романом. Отдельные куски, напечатанные в периодике, были обозначены как главы из романа. Боюсь я этого слова “роман”, ко многому обязывает. Но главное, если бы я писал роман, я бы писал по-другому. Возможно, композиционно книга была бы стройнее, но мне пришлось бы отказаться от самого дорогого, от того, что принято называть публицистичностью, от свободных отступлений, которые в такой форме повествования вроде бы и не выглядят отступлениями» (Астафьев 1976: 57).

Чтобы выявить жанровую сущность «Царь-рыбы», необходимо понять композиционную логику произведения, выявить ее связь с построением сюжета. Единство произведения основывается на системе сквозных мотивов, пронизывающих повествование. Первая часть «Царь-рыбы» контрастирует со второй (принцип антитезы находит у автора широкое и многообразное использование), в основу каждой из них положен свой принцип построения. Главы первой части тесно взаимосвязаны друг с другой сквозными образами (включая и образ героя-повествователя), единым местом действия, чередованием лирического и публицистического начал. Некоторые из глав «скреплены» фабульными связками (конец одной главы и начало другой), а такие как «Дамка», «У золотой карги», «Рыбак Грохотало», «Царь-рыба», сходством сюжетной «схемы» – для них характерен устойчивый тип построения сюжета, связанный с сугубо «браконьерской» ситуацией, – столкновение с рыбнадзором (или ожидание и боязнь этой встречи). В каждом отдельном случае события при сходных обстоятельствах и ситуации (браконьерский лов рыбы) развиваются по-разному. Во второй части книги главы скреплены в единое повествование образом Акима. Фрагментарность построения позволяет не последовательно излагать историю жизни Акима, а лишь высвечивать под определенным углом зрения отдельные моменты ее: детство и юность («Уха на Боганиде»), работа в геологоразведочном отряде, схватка с медведем («Поминки»), путешествие к белым горам («Сон о белых горах»).

Однако обе части произведения, контрастируя друг с другом, не изолированы одна от другой и в совокупности составляют единое целое. Фабульно главы «Царь-рыбы» соединены преимущественно хронологией жизни героя-повествователя (первая часть книги, главы «Туруханская лилия» и «Нет мне ответа» из второй части) или же Акима (вторая часть книги). Каждая из глав раскрывает особый тип взаимоотношений человека и природы. В первой – «Бойе» – рисуется тяжкое испытание, выпавшее на долю Коли и его напарников, отправившихся на Таймыр промышлять песца, но оказавшихся без общего дела. Их поход чуть не окончился трагически. В этой главе зарождаются мотивы расплаты и спасения. В главе «Капля» представлен совсем иной тип взаимоотношений и иной способ повествования. Общение с природой, ощущение своей слитности с нею дает возможность герою-повествователю почувствовать себя счастливым. Эта глава контрастирует с первой («Бойе»), Следом за «Каплей» автор поместил главу «Не хватает сердца», которая из-за цензуры не была включена ранее в повествование в рассказах «Царь-рыба» и впервые была опубликована в 1990 году как самостоятельный рассказ (Наш современник. 1990. № 8). В главе «Не хватает сердца», как и в «Капле», открыто звучит голос героя-повествователя, но по тональности эта глава антитетична «Капле»: вместо лирического тона – трагический. И начало ее свидетельствует о противопоставлении «светлого» «темному»: «После всех этих занятных историй, после светлого праздника, подаренного нам светлой речкой Опарихой, в самый раз вспомнить одну давнюю историю, для чего я чуть-чуть подзадержусь и вспомню былое, чтобы понятнее и виднее было, где мы жили и чего знавали, и почему так преуспели в движении к тому, о чем я уже рассказал и о чем еще рассказать предстоит» (Астафьев 2004: 92). Символично название главы «Не хватает сердца», так как в ней речь идет о беглых заключенных и о об одной встрече, произошедшей в конце тридцатых годов в тайге. Трагизм истории Хромого в том, что после всех испытаний, выпавших на его долю, ад покажется раем. Эта глава, как и «Сон о белых горах», представляет собой «текст в тексте», с одной стороны, внося новые акценты в осмысление главной темы и усиливая общую тональность повествования в рассказах, с другой стороны, ее включение в произведение является дополнительным «подтверждением» его композиционной логики и принципов организации художественного целого.

Следующие главы после «Не хватает сердца» – «Дамка», «У золотой карги», «Рыбак Грохотало» – посвящены изображению браконьерского лова рыбы. Они расположены по степени нарастания основного конфликта произведения, который достигнет кульминации в главе «Царь-рыба». Если Дамка – «бросовый» человечишко и, как другие чушанцы, браконьерствует, то Командор уже способен совершить убийство ради наживы, хотя некоторые проблески человеческого в нем сохранились. Грохотало являет собой крайнюю степень деградации человека.

В этих трех главах мотив расплаты, наметившийся в первой, уходит в подтекст. История пребывания Коли с напарниками на Таймыре (глава «Бойе») заключает в себе поучительный смысл и одну из важных для всего произведения мыслей: человеку не дано вступать с природой в противоборство на равных, она наказывает за это. Коля с напарниками легкомысленно переоценили свои силы и поплатились за это. Оказавшись без совместной работы (промысел), замкнутые в пространстве избушки, среди чуждой стихии, они почти теряют рассудок, будучи не в силах изменить свою участь, нарушить тягучее безмолвие вокруг, прервать бесконечно тянущееся, почти остановившееся для них время, воспротивиться медленному затуханию их жизни, близки к совершению убийства, но спасаются заботой о «ближнем» – заболевшем Коле. Через пробуждение в человеке человеческого к нему приходит спасение. Так реализуется в главе мотив спасения.

Дамка, Грохотало и Командор – каждый по-своему расплачиваются за избранный образ жизни: один утрачивает собственное имя и приобретает взамен собачью кличку, другой вынужден жить вдали от родины и родных и всю жизнь тосковать о них, будучи лишенным возможности вернуться туда; третий, Командор, теряет по вине «сухопутного браконьера» свою любимую дочь Тайку, единственное создание, на которое «откликалась» лучшим в ней ожесточившаяся душа Командора. В центральной для всей книги главе «Царь-рыба» мотивы расплаты и спасения получают дальнейшее развитие и открыто реализуются в судьбе Игнатьича, насыщаясь философским смыслом благодаря притче, положенной в основу главы.

В заключительной главе рассказывается о разных видах браконьерства. Место главы «Летит черное перо» в качестве финальной в первой части вполне закономерно. Не случайно в отдельном издании автор поменял ее местоположение. В журнальном варианте она шла после главы «Поминки» перед «Туруханской лилией» (по очерковому характеру главы «Летит черное перо» и «Туруханская лилия» близки друг другу). В главе «Летит черное перо» подводится своего рода итог теме браконьерства и звучит предостережение, выраженное, в отличие от главы «Царь-рыба», в форме прямого авторского обращения: «…Страшусь, когда люди распоясываются в стрельбе, пусть даже по зверю, по птице, и мимоходом, играючи, проливают кровь. Не ведают они, что сами для себя незаметно переступают ту роковую черту, за которой кончается человек…».

Вторая часть, которая открывается главой «Уха на Боганиде», рисует совершенно иной тип взаимоотношений человека и природы, олицетворенный в образе матери Акима. Здесь получает углубление натурфилософская концепция В. Астафьева. Мысль о единстве человека и природы, представленная в главе «Капля» открыто в лирико-публицистических, философских сегментах текста, в главе «Уха на Боганиде» переплавлена в художественный образ, воплотивший в себе этическое кредо писателя. Связи с природой диктуют и определяют характер взаимоотношения среди людей — это одна из основных мыслей как главы «Уха на Боганиде», так и всего произведения.

Место главы «Уха на Боганиде» в качестве открывающей вторую часть произведения не случайно. В ней запечатлен особый мир братства, основу которого составляет коллективный, промысловый, артельный труд. В главе «Уха на Боганиде» нашел воплощение эстетический идеал автора. Именно поэтому В. Астафьев в книге «Посох памяти», говоря об истории создания произведения, назвал ее «главой о доброте» и подчеркнул, что эта глава является смысловым центром книги (Астафьев 1980: 197). Чуш и Боганида — два центральных, противоположных по своей этической сущности, полюса, два образа-символа, с которыми связан принцип антитезы, присущий в целом художественному мышлению писателя и выполняющий в произведении структурообразующую функцию.

Важное место в натурфилософской концепции «Царь-рыбы» занимает образ матери Акима. Она не называется по имени, ее назначение – материнство. Мать – дитя природы и связи с нею у нее прочны и нерасторжимы. Не случайно причиной смерти матери становится выпитое ею «изгонное зелье», убивающее зародившуюся в ней новую жизнь и ее самое. Нарушается ритм жизни, определенный природой. Эта дисгармония, внесенная в закономерный ход природных процессов, ведет к смерти матери.

Вторая глава второй части – «Поминки» – изображает новый этап биографии Акима: работа в геологоразведочном отряде, схватка с медведем, которая в контексте произведения наполняется особым смыслом. Аким выдержал те испытания, которые выпали на долю Коли («Бойе») и Игнатьича («Царь-рыба»), Сцена схватки Акима с медведем, убившим Петруню, противостоит картине поединка человека с царь-рыбой. Антитеза в изображении столкновения человека с силами природы находит и композиционное решение: в расположении глав «Царь-рыба» и «Поминки» используется «зеркальный» принцип – они расположены симметрично по отношению друг к другу Глава «Царь-рыба» занимает второе место от конца первой части, глава «Поминки» – следует второй от начала второй части. Реализации антитезы способствует и культовое – в контексте мифа – происхождение образов царь-рыбы и медведя – «хозяина тайги». Это противники «исключительные», достойные друг друга.

Следующая глава – «Туруханская лилия» – занимает центральное место во второй части книги, выделяясь в ней тем, что в главе, как и в первой части, основным действующим лицом является герой-повествователь, Аким отходит на второй план, преобладает в ней публицистическое начало. Название главы символично в контексте раскрытия темы природы. Туруханская лилия, саранка, воплощает в себе органичность и естественность, присущую лишь явлениям природы. Глава «Туруханская лилия» тематически, по сюжетостроению и стилю близка главе «Капля» (первая часть). И расположены они симметрично друг другу. Если рассматривать заключительную главу «Нет мне ответа» как своеобразный эпилог ко всему произведению, то вторая глава «Капля» и одиннадцатая «Туруханская лилия» составляют своеобразную композиционную раму внутри книги. Поэтому «Сон о белых горах» (законченное произведение внутри повествования) автор «выносит» за пределы этой рамы.

Основные мотивы произведения в предпоследней главе получают свое логическое завершение. Глава «Сон о белых горах» носит итоговый характер. Она «перекликается» с первой главой «Бойе»: сходство ситуаций (изолированность от человеческого мира в природной стихии), идентичность воплощения хронотопа, завершения мотивов расплаты, спасения, получивших начало в главе «Бойе». Аким и Эля, подобно другим героям произведения, «испытываются» теми силами природы, над которыми не властен человек. Кульминацией в построении сюжета главы является изображение их попытки выбраться из снежного плена. Их путь к спасению, ставший дорогой к людям, заканчивается благополучно. Так воплощается в главе мотив спасения.

Получает завершение в главе «Сон о белых горах» и мотив расплаты, раскрывающийся на судьбе Гоги Герцева. Думается, вполне правомерно говорить об этой главе как о «произведении в произведении», поскольку многие художественные реалии, представленные в главах-рассказах фрагментарно, нашли более полное «истолкование» в ней.

В критике уже писалось о «сознательной» внутренней связи главы «Сон о белых горах» с «Героем нашего времени» М. Лермонтова (См.: Марченко 1977), реминисценции из которого содержатся в дневнике Герцева и в его характеристике в произведении. Сравнение Гоги с Печориным служит сатирическим целям, выявляя претенциозность и заемность философии Герцева. Его случайная смерть в тайге – та расплата, которая неизбежно должна была настичь Гогу. Он презирает людей. Аким для него «вонючка». Родственные связи с родителями, собственным ребенком для него не имеют значения. Несостоятелен он и в любви, относясь к женщинам (библиотекарше Людочке, Эле) потребительски.

На основании взаимосвязи глав «Бойе» и «Сон о белых горах» можно говорить о кольцевой завершенности сюжета произведения, или о следующей, второй композиционной раме, обрамляющей предыдущую. Взаимосвязаны в «Царь-рыбе» экспозиция и эпилог (глава «Нет мне ответа»), которые составляют третью композиционную раму. В экспозиции и эпилоге открыто звучит голос автора, благодаря чему повествование насыщается лирико-философским звучанием. В экспозиции речь идет о прибытии героя-повествователя в Сибирь. Ему и ранее не раз «доводилось бывать на Енисее» (после этой экспозиции начинается описание путешествия по Сибири, по Енисею и его притокам), в эпилоге же герой-повествователь покидает Сибирь и из окна самолета обозревает ее, видя те перемены, которые произошли, сравнивая ее прошлое и настоящее. В контексте эпилога важен эпиграф к главе («Никогда ничего не вернуть…

Можно в те же вернуться места, но вернуться назад невозможно»), который по смыслу перекликается с завершающими главу словами из Экклесиаста: «Всему свой час и время всякому делу под небесами…».

Наличие в произведении В. Астафьева тройной композиционной рамы свидетельствует о том, что он с успехом пользуется традиционным литературным приемом обрамления. Тройное композиционное обрамление – это важное доказательство того, что мы имеем дело не с циклом рассказов, и даже не с двумя относительно самостоятельными частями внутри повествования, где особняком стоит глава «Сон о белых горах», а с произведением, представляющим собой единое художественное целое. К достижению этой целостности стремился автор, дополнительно дорабатывая «Царь-рыбу» (поменяв местоположение отдельных глав и разделив его на две части, что отсутствовало в первой – журнальной – редакции). И даже включение в текст новой главы («Не хватает сердца») свидетельствует лишь о «подвижности» фрагментарной формы, но не о том, что, «свободно организованный», он может беспредельно «расширяться». Что же касается структуры повествования в рассказах, то включение новой главы лишь «завершило» процесс «гармонизации» текста: притчевая глава «Царь-рыба» заняла в его структуре центральное положение, став седьмой (из тринадцати).

Жанровое определение «повествование в рассказах» указывает на новеллистический тип построения произведения, но механизм соположения «рассказов» имеет важную особенность: все главы четко «закреплены» относительно друг друга, расположены таким образом, чтобы авторская натурфилософская концепция получила свое наиболее полное, полисемантическое художественное воплощение. Соединенные в одном произведении в определенной соподчиненности, эти «фрагменты» составляют единство высшего порядка. Новеллистический тип построения повествования вполне оправдывает себя. Думается, писатель нашел пусть не новую, но с большими художественными возможностями форму, которая позволила реализовать авторскую потребность в пространном, неспешном изложении «путешествия», вобравшем в себя разнородный материал. Эта же «свободная» форма позволила отсечь все второстепенное, отягощающее повествование, включить в него главы с разной жанровой доминантой (лирико-философский рассказ, публицистический очерк, притчу, повесть). Однако она же обязывала автора последовательно выдерживать логику повествования, тщательно продумывать архитектонику и композицию произведения. И в этом проявляется своеобразие жанрового мышления В. Астафьева, творчески переосмысливающего традиционную для мировой литературы форму «новеллистического» повествования. Единство и целостность «Царь-рыбы» создаются благодаря образам героя-повествователя и Акима, сквозным структурообразующим мотивам спасения и расплаты, ритмической организации композиции, кольцевой замкнутости сюжета.

Для понимания поэтики «Царь-рыбы» важна творческая история произведения, которая проясняет вопросы, связанные и со структурой текста. В процессе анализа повествования в рассказах мы касались некоторых моментов этой истории, структурных преобразований текста. Остановимся подробнее на самом процессе создания и доработки произведения уже после его первой публикации.

Н.К. Пиксанов писал: «Мы обычно довольствуемся изучением крупных произведений в их окончательной, кристаллизовавшейся форме. Между тем понимание результатов процесса без изучения самого процесса для историка заранее опорочено: только исследование всей истории явлений дает полноту его понимания» (Пиксанов 1971: 15). Исследователь рассматривает вопрос творческой истории произведения не только как один из моментов в разностороннем изучении творчества писателя, но и как особую научную проблему «большого принципиального значения» (Пиксанов 1971: 7), сетуя, что в литературной науке изучению творческой истории произведения уделяется недостаточное внимание.

В. Астафьев принадлежит к числу тех писателей, которые не удовлетворяются единожды написанным и спустя годы вновь возвращаются к своему творению, дорабатывая его. Повесть «Пастух и пастушка» подвергалась особенно тщательной правке, ее он «переписывал» пять раз. «Стоящий литератор, – по словам писателя в книге «Посох памяти», – всегда найдет, что переделать, ибо нет предела совершенству» (Астафьев 1980: 174). Вызывает интерес сравнение первой, журнальной, публикации «Царь-рыбы» («Наш современник». 1976. № 4–6) и последующих, из которых остановимся на издании произведения в первом собрании сочинений В.П. Астафьева (Астафьев В. Собр. соч.: В 4 т. Т. 4. М., 1981). При сопоставлении двух вариантов «Царь-рыбы» обращают на себя внимание те изменения, которые вызваны стремлением внести как можно больше, по выражению В. Астафьева, «писательской дисциплины» в художественную, в частности композиционную, структуру книги. В отдельном издании повествование пополнилось новой главой «Дамка» (изъятой в журнале по цензурным соображениям) и приобрело двухчастную композицию. Некоторые главы поменялись местами. Глава «Летит черное перо», располагавшаяся в журнальном варианте после главы «Поминки», переместилась, заняв место после главы «Царь-рыба», став, таким образом, заключительной главой первой части. Вот как выглядит построение произведения в журнальном и отдельном изданиях:

Журнальная публикация

(Наш современник. 1976. № 4–6)

Бойе

Капля

У золотой карги

Рыбак Грохотало

Царь-рыба

Поминки

Уха на Боганиде

Летит черное перо

Тур у ха не ка я лилия|

Сон о белых горах

Нет мне ответа

Отдельное издание

(Собр. соч.: В 4 т. Т. 4).

Часть I

Бойе

Капля

Дамка

У золотой карги

Рыбак Грохотало

Царь-рыба

Летит черное перо

Часть II

Уха на Боганиде

Тур уха не ка я лилия

Сон о белых горах

Нет мне ответа

Для целостного восприятия произведения плодотворна сама идея разделить его на две части – объединение глав-рассказов в части внутри целого подтверждает мысль о том, что мы имеем дело не со сборником рассказов, не с разрозненными повестями и новеллами, объединенными лишь общностью тематики, заглавием и образом героя-повествователя, а с завершенным художественным явлением. В основе же этого явления лежит упорядоченная соподчиненность глав, внутренняя композиционная логика. Включение в книгу новой главы «Дамка» и ее место в художественной структуре произведения, также как и частичные изменения в архитектонике мотивируются соображениями идейного и эстетического порядка.

Работа над «Царь-рыбой» не ограничилась только перестановкой глав. Она носит многоплановый характер и ведется на разных уровнях: композиционном, семантическом, стилистическом, синтаксическом, морфологическом, фонетическом. Почти каждая страница или фрагмент текста несут на себе печать авторской правки, многоцелевой по своей направленности. Рассмотрим различные аспекты творческой доработки (а зачастую – и переработки) произведения В. Астафьевым.

• Совершенствование композиции «Царь-рыбы» проявляется не только в масштабах всей книги, но и на локальных отрезках текста, в пределах одной главы или даже композиционной формы (описания, повествования, диалога и т. п.). Особенно большой правке, отражающей стремление писателя усилить логику и хронологическую последовательность повествования, подверглась глава «Сон о белых горах». О характере ее доработки можно судить по крупному отрывку, который в журнальном варианте шел сплошным текстом и имел иное построение. В отдельном издании этот отрывок разделен на три части, а некоторые абзацы поменялись местами.

Хронологические координаты «фиксируют» развитие сюжета в главе. Вот начало каждого из трех разделов, выделенных писателем:

1. «В тайге залегла полная, тихая осень». Дальше идет правка первого крупного отрывка (первый раздел) (Астафьев 1981: 315).

2. «Короче и короче делался день, и чем он скорее окорачивался, тем плотнее становился для охотника» – правка второго раздела (Астафьев 1981: 317).

3. «Утрами хрустел, сверкал вокруг чарым – осенний наст» – далее следует правка третьего раздела (Астафьев 1981: 318).

Наиболее существенные изменения содержит первый раздел, посвященный подготовке Акима к уходу из зимовья. Он делает запасы на зиму, каждое действие Акима, очередность действий, исполнены особого смысла и значения. Дорабатывая текст, автор с максимальной скрупулезностью рисует, с какой тщательностью готовится Аким к походу, передает мельчайшие детали быта зимовщиков, трудности, которые им приходится преодолевать.

Астафьев не только перемещает отдельные абзацы, но и перерабатывает их. Говоря о вкусе птичьего мяса, которое ел Аким, в журнальном варианте автор замечает: «Птицы питались не одними ягодами, но и почками, ольховой шишкой, и запах гниющего, мшелого дерева даже ночью не оставлял Акима, нудило в животе, посасывало в груди, и он старался спасаться ягодами, орехами» (Астафьев 1976: 6, 32). В книжном варианте вносится уточнение: «Птица боровая с ягод перешла на почку и ольховую шишку», так как в тайге уже поздняя осень, выпал снег.

В некоторых случаях правка сопровождается включением вставок. Меняя композицию большого фрагмента текста, автор должен был сохранить внутреннюю соотнесенность абзацев из разных разделов, поскольку «строительным материалом» послужили уже написанные куски текста. Вот один из подобных примеров, взятых из первого раздела:

Журнальная публикация

«В ту пору, когда Энде

стремительно

катила вниз шугу,

на глазах запаивая

речку заберегами,

стирая ее кривую

полосу с земли, словно

росчерк с тетради

ученической резинкой.

Аким ширкап пучковой

пипой дрова и до того

доширкапся. что Эпя

однажды сказапа…»

(Астафьев 1976: 6. 33).

Отдельное издание

«В ту пору, когда Энде

стремительно

катила вниз шугу,

на глазах запаивая

речку заберегами,

стирая ее кривую

полосус земли, словно

росчерк с тетради

ученической резинкой.

Эля находилась между

жизнью и смертью, и

запасы делать было

недосуг. Но как только

она маленько поправилась,

и ее можно стало оставлять

в избушке на пару с Розкой…»

(Астафьев 1981: 316).

В журнальном варианте настоящее время изображаемых событий прерывается прошедшим временем, автор возвращается к эпизоду, который был в прошлом, на что указывают слова: «В ту пору…», и вдруг прошедшее время так же неожиданно смыкается с настоящим временем пребывания Акима и Эли в зимовье. В. Астафьеву важно сохранить последовательность в самом течении времени, не нарушая его хода при описании времяпрепровождения зимовщиков, так как изображается постепенное улучшение состояния здоровья Эли, каждодневная подготовка Акима в дорогу, изменения в природе («Короче и короче делался день», «лед на Энде ненадежен»). Таким образом, последовательность движения времени, его непрерывность при изображении жизни героев для писателя имеет особое значение. Эпизод с пилой он возвращает из прошлого в настоящее, последовательно развивающееся время героев.

Прошедшее же время возникает в повествовании (в книжной редакции) уже в связи с воспоминанием о болезни Эли. И тут автор дописывает несколько строчек: «Эля находилась между жизнью и смертью и запасы делать было недосуг, но как только она маленько поправилась». Все встает на свои места. Правка облегчает читательское восприятие произведения. Этот «бытовой» эпизод (Аким пилит дрова, вызывая раздражение у Эли звуком пилы) передает те внутренние перемены, которые происходят в Элиной душе. Писатель стремится уплотнить повествование, «стянуть» его в единый узел, в котором все бытовые и психологические детали тесно «пригнаны» друг к другу, взаимосвязаны и взаимозависимы.

Правка журнального варианта способствует более глубокому пониманию и характеров героев, и авторского отношения к ним. Это касается в первую очередь образа Эли. Уже перемещение того фрагмента текста, о котором идет речь, каким-то образом смягчает его. В журнальном варианте два эпизода, рисующие нервное раздражение Эли, были расположены рядом – один шел за другим (первый – Элю раздражает звук пилы, второй – Эля брезгливо вышибает из рук Акима кружку с отваром травы). В отдельном издании эти эпизоды отделены друг от друга, что свидетельствует о доработке психологического облика Эли и несколько смягчает авторскую оценку героини.

Совершенствуя текст, В. Астафьев стремится усилить достоверность изображаемого, что связано с самой сущностью творческого метода писателя, в котором существенную роль играет публицистический способ мироотражения. Это хорошо заметно, в частности, на той – весьма значительной! – переработке (именно композиционной), которой подвергся еще один крупный фрагмент «Сна о белых горах», посвященный дневникам Гоги Герцева, начинающийся в журнале вопросом: «Почему, зачем поманили они к себе Элю и Акима?» Композиционная перестановка внутри него мотивирована тем, что в первоначальном варианте прозрение Эли излишне ускорено, облегчено и преждевременно: Эля хочет разобраться в происшедшем, в пережитом, и тут же – буквально через несколько строк! – найден ответ, по сути дела приговор себе, который произносится «без сожаления, и даже без горя, с обезоруживающим удивлением». С целью избежать упрощения характера Эли и одновременно упрощения основного конфликта главы, добиться предельной психологической достоверности, В. Астафьев, композиционно дорабатывая фрагмент текста, воспроизводит события так, как они должны были бы происходить в самой жизни, соответственно логике поведения героев, логике развития их характеров.

В книжном варианте рассказ о дневниках Гоги Герцева начинается с того, что Эля долгими вечерами слушала их в чтении Акима: «Долгими вечерами, сидя против дверцы печурки, глядя в пылкий, от ореховой скорлупы по-особенному жаркий и скоромный огонь, сумерничая при свете лампы-горнушки, в прибранной со всех сторон стиснутой тайгой и темнотою избушке, Эля слушала дневники Герцева, пытаясь что-то понять, пусть припоздало, разобраться, что и почему произошло с нею» (Астафьев 1981: 329). Дальше характеризуются сами дневники, а затем вполне оправданно звучит вопрос: почему, зачем поманили к себе дневники Герцева? Ведь мораль свою он «всегда держал на виду». Признание же Эли в собственных ошибках тут отсутствует. Все для нее значительно сложнее. Чтобы разобраться в себе, понять (хотя бы теперь!) Гогу, с которым она так опрометчиво пустилась в неведомый путь, ставший для него последним, ей необходимо было лучше узнать владельца дневников, понять образ мыслей и ту философию, что исповедовал Герцев, выяснить его жизненные цели. После того как в дневниках предстал другой Гога по сравнению с тем, каким она его знала, признание Эли – «Что-то я напутала в жизни…» – звучит почти трагически. И произносится оно Элей уже совсем иначе. Перед нами путь ошибок, которым шла она. Благодаря встрече с Акимом, знакомству с дневниками Герцева, той ситуации (на пороге смерти), в которой она оказалась, Эля понимает ложность этого пути, оценивает его с позиций взрослого человека, осознавшего наконец ответственность за свои поступки. И это зримый результат, итог взросления Эли, ступень на пути к ее духовному прозрению.

Композиционная правка некоторых отрывков текста чаще всего диктуется потребностью писателя выявить логику повествования внутри каждого отрывка, упорядочить систему художественных «координат» в частности, времени («Сон о белых горах»), придать большую конкретность, пластичность и эмоциональную выразительность образам, драматизм и динамизм ситуациям. Добиться максимальной психологической достоверности характеров и обстоятельств.

• Многие изменения в журнальном тексте «Царь-рыбы» связаны с введением в художественную ткань произведения нового материала, обогащающего содержание книги, расширяющего границы повествования. Эта тенденция смыслового «насыщения» текста реализуется в системе вставок, разных по объему и по характеру Имеются вставки небольшие, введенные с целью пояснения или уточнения. В журнальной редакции в главе «Бойе» говорится о лемминге без всяких пояснений, а в книжной редакции дается пояснение: «…Так по-научному зовется мышь-пеструшка – самый маленький и самый злой зверек на севере; всему живому в тундре пеструшка – корм…» (Астафьев 1981: 22).

А вот пример другого рода из главы «У золотой карги». Небольшая вставка внесена после слов о том, что чушанцы все законы воспринимают с хитрецой: «…если закон обороняет от невзгод, помогает укрепиться материально, урвать на пропой, его охотно приемлют», если же он в чем-то их ущемляет, они прикидываются сирыми. «Ну а если уж припрут к стенке и не отвертеться, – продолжает В. Астафьев в отдельном издании, – начинается молчаливая, длительная осада, измором, тихим сапом чушанцы добиваются своего: что надо обойти – обойдут, чего захотят добыть – добудут, кого надо выжить из поселка – выживут»… (Астафьев 1981: 89). Это важный дополнительный штрих в собирательном образе чушанца, характеризующий его социально-психологический облик.

Внесены существенные изменения в главу «Рыбак Грохотало». Воссоздавая прошлое этого браконьера, В. Астафьев стремится с максимальной достоверностью рассказать о событиях, имевших место в действительности. Введение дополнительных деталей биографии Грохотало конкретизирует его образ, объясняет, как уроженец Украины оказался на Севере и почему он в отпуск не ездил на родину, по которой тосковал (в журнальном варианте это оставалось неясным, как не совсем ясна была мера и степень вины Грохотало).

Новые детали и факты, включаемые в текст произведения, сопровождаются дополнительной его переработкой. Перерабатывается и та часть главы, где рассказывается об окончании этого злополучного для Грохотало и трагического для Командора (погибла его дочь) дня. В. Астафьев добавил емкую деталь, которая опять-таки служит конкретизации нравственного облика чушанцев. Когда Командор искал погубителя своей дочери, а Грохотало крушил домашний скарб, «на Енисее тонули какие-то байдарочники» (Астафьев 1981: 121). Это сообщение наполняет рассматриваемый отрывок новым содержанием, углубляет авторскую оценку изображаемого. В книжном варианте «Царь-рыбы» в соответствии с жанровой установкой усиливается публицистическая «струя», помогающая более четко выявить авторскую позицию. Это характерно, в частности, для главы «Летит черное перо». В журнальной редакции говорилось о том, что модницы приспособили лебединый пух на наряды», «особенно на зимние муфты». В отдельном издании автор, не ограничиваясь констатацией факта, дает ему публицистическую оценку (См.: Астафьев 1981: 165).

В отдельном издании в измененном виде по сравнению с журнальной публикацией предстал и финал главы. Автор «дописывает» его, с документальной точностью излагая факты бесхозяйственности и разгильдяйства. В год массового уничтожения птицы на сибирской реке Сым, о чем повествуется в главе, заготконтора принимала глухарей по три рубля за штуку, потом по рублю, потом вовсе перестала принимать: не было холодильника, стояло тепло и морось, перестали летать самолеты.

Птица сопрела на складе. Вонь плыла по всему поселку, «товар» списали, убытки отнесли на счет стихии, повесили кругленькую сумму на шею государству, а глухарей навозными вилами грузили в кузова машин и возили в местный пруд, на свалку» (Астафьев 1981: 172).

В главе «Летит черное перо» художественно-публицистичес-кое начало представлено наиболее ярко, поэтому «новый» финал вписывается в содержание главы и подытоживает его, так как в нем речь идет о последствиях «побоища» глухарей осенью 1971 года.

«Всю зиму и весну пировали вороны, сороки, собаки, кошки; и как вздымался ветер, сажею летало над поселком Чуш черное перо, поднятое с берегов большого пруда, летало, кружило, застя белый свет, рябя отгорелым порохом и мертвым прахом на лике очумелого солнца» (Астафьев 1981: 172). В этом финале объясняется и название главы – «Летит черное перо».

Иногда вставки разрастаются на целые страницы, на которых детализируются и конкретизируются отдельные эпизоды, человеческие судьбы (образы «рассеянного поэта» и Тихона Пупкова из главы «Сон о белых горах»), что помогает писателю воспроизвести широкий исторический фон, или дать описание нравственного облика какой-то социальной группы. В этом отношении показательна судьба Парамона Парамоновича Олсуфьева, наставника Акима, человека, проведшего всю жизнь на реке («Уха на Боганиде»). В журнальном варианте произведения говорилось о том, что пароход «Бедовый» был сдан на металлолом. Что же сталось с «самым большим начальником по путевой обстановке» на «Бедовом» – Парамоном Парамоновичем, читателю оставалось неясным. В отдельном издании автор дает биографию своего героя, уточняя исторические реалии. Олсуфьев тяжело пережил расставанье с «Бедовым» – его «хватил удар». Отлежавшись в больнице, он продал за бесценок моряцкую амуницию и отправился с женой в Казахстан на «героическую целину, чтобы начать там новую, «сухопутную», жизнь.

Для творческого процесса В. Астафьева характерно стремление придать психологическую «полнокровность» каждому, даже эпизодическому персонажу, которых в повествовании множество. Примером такого рода доработки может служить рассказ о бумажных пыжах (глава «Поминки»), понадобившийся писателю и с целью воспроизвести сам ход следствия, усилить достоверность в изложении его, раскрыть психологическую деталь облика Петруни. Изменен и финал главы «Поминки», вобравший пространную вставку, необходимую для конкретизации быта геологоразведочного отряда. Если в журнальном варианте было всего два слова о том, что после поминок по Петруне «на работу вышли в назначенный срок», то в отдельной редакции рисуется обстоятельная картина прибытия на самолете в отряд начальника партии, изобилующая колоритными бытовыми и производственными деталями.

Существенной доработке в этом же направлении подверглась и глава «Сон о белых горах». В повествование о московской жизни Эли в доме матери, редактора издательства, автор добавляет две вставки, в которых описывается жизнь творческой интеллигенции (первая вставка о поэте, который бывал в их доме, и о его «преображении», вторая – о Тихоне Пупкове). Автор несколькими штрихами воссоздает портрет эпизодических персонажей, раскрывает развитие характера. В главе «Сон о белых горах» имеется необычная вставка – стихотворение, включенное в дневник Гоги Герцева. Это небольшое поэтическое произведение о судьбе льва, еще в детстве пострадавшего от пули, выросшего и прожившего всю жизнь в неволе, но тоскующего по свободе. Оно органично вписывается в контекст не только дневника Герцева, но и всего произведения.

«Царь-рыба» – произведение философское. Пронизана философскими размышлениями глава «Капля», насыщена философским подтекстом глава «Сон о белых горах». Ее герои – Аким и Эля – оказываются в необычной для себя ситуации – они изолированы от всего окружающего мира, их пространство ограничено пределами избушки, а за избушкой начинается та стихия, которая им неподвластна, но от которой они зависимы. Для них понятия «жизнь – смерть» предстают во всей своей обнаженности. Стоит только перестать сопротивляться, перестать бороться за жизнь, как наступит смерть. Вот та реальность, с которой они сталкиваются ежедневно. В этой ситуации и возникают мысли о ценности человеческой жизни, о ее смысле, воплотившиеся во вставке, включенной в книжный вариант. Она начинается вопросом, легче ли стало людям от того, что они узнали, что нет бессмертия?

Доработке подвергся и финал произведения. По-видимому, автор воспользовался разными переводами Экклесиаста. В отдельном издании отчетливее представлена антитетичность положений Экклесиаста, что вообще присуще образной системе и композиционной структуре произведения Астафьева.

Используя систему вставок, В. Астафьев значительно раздвигает пространственно-временные рамки повествования, обогащает и насыщает его дополнительным художественным материалом социально-исторического, психологического и бытового свойства. Вставка-пояснение (уточнение), вставка-описание, вставка-характеристика, вставка-оценка позволяют автору создать широкую панораму действительности, которая в журнальном варианте выглядела более локализованной и эстетически менее многомерной.

• Важное место в работе над произведением занимает тенденция к уплотнению повествования, свидетельствующая об увеличении «удельного веса» слова, его смысловой нагрузки. Проявляется она двояко: во-первых, в упрощении конструкции предложения, во-вторых, в экономии языковых средств. Совершенствуя стилистическую «оболочку» текста, В. Астафьев удаляет из произведения слова и словосочетания, не несущие в себе новой или эстетически богатой информации, упрощает синтаксическую структуру предложений, приближая язык произведения к разговорной речи, убирая, в частности, инверсии.

Тенденция к уплотнению повествования проявилась в изъятии отдельных фрагментов текста, чаще всего незначительных по объему. Пожалуй, самым большим изъятием является удаление из журнального текста прежнего финала главы «Царь-рыба». В журнальном варианте в финале главы рассказывается о спасении Игнатьича, на помощь которому пришел его родной брат Командор. В книжном варианте финал главы предстал в усеченном виде. «“Иди, рыба, иди! Поживи сколько можешь! Я про тебя никому не скажу!” – молвил ловец, и ему сделалось легче. Телу – оттого, что рыба не тянула вниз, не висела на нем сутунком, душе – от какого-то, еще не постигнутого умом, освобождения» (Астафьев 1981: 155). Избранная В. Астафьевым кризисная ситуация противостояния человека и природы (образ рыбы выступает как ее символ) помогает художественно реализовать нравственно-философский смысл притчи. Писатель настойчиво стремится придать ей обобщающий, символический характер, о чем свидетельствует и доработка главы. «Новый» финал является открытым и не дает ответа на вопрос, спасется ли Игнатьич. В таком виде он более соответствует притчевому характеру главы.

Тенденция к экономии языковых средств выражается в том, что писатель устраняет обороты, словосочетания, слова, несущие «избыточную» информацию. Из двух синонимических слов в некоторых случаях автор оставляет одно. Сложные глагольные формы заменяет простыми, удаляет лишние слова, называющие действия героев, в тех случаях, когда из контекста ясно, что герой будет это делать. Вычеркивает В. Астафьев и слова, которые «затормаживают» высказывание, приближая язык произведения к разговорному, придавая тексту динамизм и экспрессию. В книжном варианте автор стремится не использовать вставные конструкции, меняет конструкцию предложения с причастным оборотом, ставя его после определяемого слова.

Примеров такого рода можно привести множество. В языковом строе всего произведения проявляется ориентация на живую разговорную речь. Не случайно критика сразу же обратила внимание на эту особенность астафьевского повествования. «…Все это – из устного сказа», – заметил Глеб Горышин (Литературное обозрение 1976: 10, 52).

В книжном варианте учтены критические замечания о злоупотреблении автора вульгаризмами и диалектизмами. Некоторые диалектизмы расшифровываются, объясняются охотничьи и рыбацкие термины, арготизмы и вульгаризмы заменяются понятными просторечными словами. Уточняется фонетическая фактура речи Акима и других персонажей.

Процесс работы писателя над «Царь-рыбой» гораздо многоаспектнее и неизмеримо богаче, чем те суммированные наблюдения, что представлены здесь. Но и приведенные факты позволяют судить о той неодолимой жажде совершенства, высокой требовательности к себе и безмерной ответственности писателя перед своим читателем, которые служат питательной почвой творчеств В. Астафьева.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

fil.wikireading.ru

Абстрактная композиция рыбы | Фото большого размера и векторный клипарт

  • ID 4724854
Морская жизнь в привычной среде. Векторная иллюстрация. - © anna_and_i
Морской мир | Векторный клипарт
  • ID 4865200
бесшовные шаблон с абстрактными морской жизни - © roman4
  • ID 3082066
девушка в водорослях и жемчужинах с рыбой - © lik7even
Девушка в жемчуге | Векторный клипарт
  • ID 4153186
Еда на площадях. Векторная иллюстрация - © aleksander1
Питание дизайнер | Векторный клипарт
  • ID 4336787
сердце с элементами морской жизни на белом фоне - © roman4
Сердце с элементами морской жизни | Векторный клипарт
  • ID 4910052
яхта и океанская волна символ - © Millionnaya Zhanna
Яхта и океанская волна символ | Векторный клипарт
  • ID 4983023
набор бесшовных морская тематика - © roman4
  • ID 5191389
Абстрактный шаблон логотипа для брендинга и дизайна - © Vector-Stock
Абстрактный шаблон рыбы логотип для брендинга и дизайна | Векторный клипарт
  • ID 5316069
абстрактный геометрический узор - © BlackSpring
Абстрактный геометрический узор | Векторный клипарт
  • ID 3673908
яхта значок - © file404
Яхта значок | Векторный клипарт
  • ID 5872397
Абстрактные рыба плавает. Векторная иллюстрация - © aleksander1
Абстрактная рыба | Векторный клипарт
  • ID 3081702
экран и места для зрителей в кинотеатре. Современное кино в 3D. - © Сергей Скрыль
3D-кино | Векторный клипарт
  • ID 4005048
Бесшовные фон с бумажные кораблики на волнах - © ElenaPro
Бесшовные фон с бумажные кораблики на волнах | Векторный клипарт
  • ID 4153184
Сфера сделаны из пищи. Векторная иллюстрация - © aleksander1
Сфера Питание | Векторный клипарт
  • ID 4396585
выбор морских этикеток - © Ljudmila
Выбор морских этикеток | Векторный клипарт
  • ID 4397609
Бесшовные с абстрактными стилизованной масштабе - © ireneart
  • ID 4398168
Векторное изображение, шаблон для вашего декора и дизайна - © ireneart
  • ID 4509801
Значок Парусник - © file404
Значок Парусник | Векторный клипарт
  • ID 4730571
Смотрите с астрологическими знаками зодиака, векторная иллюстрация - © клим
Астрологические часы | Векторный клипарт
  • ID 5000321
бесшовные узор с абстрактными медузы - © roman4
  • ID 5040120
бесшовный узор с морскими элементами нарисованными руками - © roman4
  • ID 5714814
Аквариум подводный рыбы и морской аквариум голубой рыбы. Дикая природа тропических морских аквариумных рыб, красочный океана аквариум синий экзотических рыб. Синий метание аквариумных рыб животных вектор подводный природа - © Vector-Stock
Абстрактные аквариумных рыб значок подводный природа животное | Векторный клипарт
  • ID 3914318
На берегу океана. Абстрактные естественный фон для вашего дизайна - © tolokonov
На океанских. Абстрактные естественный фон для ваших | Фото
  • ID 4104297
Рыба сделана из губ. Векторная иллюстрация - © aleksander1
Рыба губы | Иллюстрация
  • ID 4926394
Абстрактные фантазии тропические рыбы, EPS8 - векторная графика - © Александр Лукьянов
Абстрактная рыба | Векторный клипарт
  • ID 6471563
Абстрактная картина масштаба. Фон из черепицы. Серебряная текстура квадрата - © essl
Абстрактная картина масштаба. Фон из черепицы | Векторный клипарт
  • ID 4397595
Бесшовные с абстрактные каракули волнистой масштабе - © ireneart
  • ID 3447887
Яркий абстрактный фон, композиции с силуэты рыб - © Marta Jonina
Абстрактный фон рыбы | Векторный клипарт
  • ID 3319316
Два дельфина в море на фоне облаков. Черно-белая иллюстрация - © Сергей Скрыль
Дельфины и море | Векторный клипарт
  • ID 4042717
Бесшовные бумажные кораблики на волнах - © ElenaPro
Бесшовные бумажные кораблики на волнах | Векторный клипарт
  • ID 4077816
Карта выполнена из пищи. Векторная иллюстрация - © aleksander1
Питание карты | Векторный клипарт
  • ID 4132553
Абстрактные элементы дизайна в красный и оранжевый оттенки на черном фоне - © Dvarg
Гладкие абстрактные формы на черном | Векторный клипарт
  • ID 4153252
Еда на вилку. Векторная иллюстрация - © aleksander1
Разъем с едой | Векторный клипарт
  • ID 4317822
волны моря с судов в небо ВС глубины рыбы - © Dmitry
Seatexture | Иллюстрация
  • ID 5714859
Аквариум подводный рыбы и морской аквариум голубой рыбы. Дикая природа тропических морских аквариумных рыб, красочный океана аквариум синий экзотических рыб. Синий метание аквариумных рыб животных вектор подводный природа - © Vector-Stock
Абстрактные аквариумных рыб значок подводный природа животное | Векторный клипарт
  • ID 3447903
Яркий абстрактный фон, композиции с силуэты рыб - © Marta Jonina
Абстрактная композиция рыбы | Векторный клипарт
  • ID 3884870
Абстракция из двух элементов в голубых тонах на белом фоне. Плавные линии и кривые выглядеть морских животных в абстрактные конструкции - © Dvarg
  • ID 3866243
Симпатичные червь мечтает о том, как он ловит рыбу. Иллюстрация на белом фоне - © Dvarg
Симпатичные червя | Векторный клипарт
  • ID 3313915
Два дельфина на фоне морской звезды. - © Сергей Скрыль
Морская звезда и дельфины | Векторный клипарт
  • ID 3522338
Свежее филе лосося, мясо рыбы Вкус Текстура, - © Lester
Нарезанный лосось | Фото
  • ID 3544218
старинный кораблик - © file404
Старинный кораблик | Векторный клипарт
  • ID 3579179
Доллар изготовлен из пищевого предметов. Векторная иллюстрация - © aleksander1
Питание доллара | Векторный клипарт
  • ID 3670898
Доллар сделаны из спа-центр. Векторная иллюстрация - © aleksander1
Spa доллара | Векторный клипарт
  • ID 3788493
окунь плывет по волнам - © Dmitry
Морской окунь | Векторный клипарт
  • ID 3845194
Русалка и самка с элементами русского орнамента - © Dmitry
Русалка | Векторный клипарт
  • ID 3850874
Абстрактный шаблон фон с волнистыми полосами - © elyomys
Фон шаблон | Векторный клипарт
  • ID 4250590
значок лодки - © file404
Значок лодки | Векторный клипарт
  • ID 5985039
Графический набор продуктов питания и напитков, изолированных на белом фоне - © Tanor
Набора продуктов питания и напитков | Векторный клипарт
  • ID 5872399
Рыба ест большую рыбу. Векторная иллюстрация - © aleksander1
Абстрактная рыба | Векторный клипарт
  • ID 3682773
Набор иконок продовольствия. Векторная иллюстрация - © aleksander1
Продукты питания | Векторный клипарт
     
  • ID 5567791
Абстрактный фон рыбы, бесшовные модели, EPS8 - векторная графика - © Александр Лукьянов
  • ID 5779050
Красивые разноцветные Doodle рыбы на абстрактном фоне моря, в виде красочной мозаики - © Ljudmila
Красивые разноцветные Doodle рыбы на абстрактных море | Векторный клипарт
  • ID 5988071
подводный висит крюк, висит на крючок червя. Четыре рыбы, глядя на червя и хотите, чтобы съесть его - © SuslO
Рыбалка, червей и рыб | Векторный клипарт
  • ID 6315110
Абстрактное изображение удочки и бутылка с ядом. Концепция. Мультяшный стиль. Векторная иллюстрация - © larser
Абстрактный удочки и бутылку с ядом. Concep | Векторный клипарт
  • ID 6321615
Черно-белая абстрактная рыба как символ или петь. вектор - © Ирина Кротова
Абстрактная рыба | Векторный клипарт
  • ID 6562300
Векторный бесшовные модели. Абстрактный каракули рисованной зеленой текстуры масштаба для печати, обои, домашний декор, текстиль - © Iryna Omelchak
  • ID 3884868
Абстракция из двух элементов-синего цвета на белом фоне. Плавные линии и кривые выглядеть морских животных в абстрактные конструкции - © Dvarg
  • ID 3055566
Бесшовный фон с рыбами - © sherbet
Бесшовный фон с рыбами | Векторный клипарт
  • ID 4108766
абстрактный разноцветные листья значок - © file404
Абстрактный разноцветные листья значок | Векторный клипарт
  • ID 4299016
Абстрактные фигуры из голубой водой пузыри на белом фоне - © Dvarg
Абстрактные фигуры, сделанные из пузырьков воды | Векторный клипарт
  • ID 4397607
Бесшовные с абстрактными стилизованной масштабе - © ireneart
  • ID 4398166
Векторное изображение, шаблон для вашего декора и дизайна - © ireneart
  • ID 4482086
Бесшовные фон рыбы, EPS8 - векторная графика - © Александр Лукьянов
Абстрактный рыбы бесшовного фона | Векторный клипарт
  • ID 4724852
Необычный рисунок на морскую тему. Векторная иллюстрация. - © anna_and_i
Рыбы бесшовные модели | Векторный клипарт
  • ID 4740202
Абстрактный синий фоне моря с большой белой рыбы - © bell1313
Абстрактный синий фоне моря с белой рыбы | Векторный клипарт
  • ID 4761213
Набор абстрактных рыб в тату стиль - © Sonet
Абстрактный рыбы | Векторный клипарт
  • ID 4904472
Рыба абстрактный шаблон логотип. Креветки вектор икона. Блюда из морепродуктов и рыбалка понятие. Редактируемый - © malecula
Рыба абстрактный шаблон логотип градиент. Креветка | Векторный клипарт
  • ID 4904493
Рыба логотип шаблон. Абстрактный рыба плавание под понятие воды. Морепродукты магазин, ресторан и кафе логотип понятие. Урожай ретро этикетки SUACH как марка, знак и символ - © malecula
Рыба логотип шаблон. Абстрактный рыба плавание | Векторный клипарт
  • ID 4904503
Рыба абстрактный шаблон логотип. Кит значок вектор. Блюда из морепродуктов и рыбалка понятие. Редактируемый - © malecula
Дельфин шаблон абстрактные логотип градиент. Whale | Векторный клипарт
  • ID 5061863
Желтый значок с символом зодиака Рыбы, в середине абстрактный фон - © Иван Рябоконь
Рыбы абстрактный значок | Векторный клипарт
  • ID 4399543
Векторное изображение, шаблон для оформления и дизайна - © ireneart
  • ID 3884866
Абстракция из двух элементов синего на белом. Плавные линии и кривые выглядеть морских животных в абстрактные конструкции - © Dvarg
  • ID 4001976
Иллюстрация синюю рыбу огонь на черном фоне - © Dvarg
Своих рыб | Векторный клипарт
  • ID 3227326
рыбацкие лодки в пойме Рейна - © H.D.Volz
Рыбацкие лодки в пойме | Фото
  • ID 3850819
иллюстрации для дизайна - © ElenaPro
Иллюстрация рыбы пикселей | Векторный клипарт
  • ID 4070628
Рыба сделана из бизнеса. Векторная иллюстрация - © aleksander1
Рыба бизнеса | Иллюстрация
  • ID 4127624
Рыба от инсульта кода. Векторная иллюстрация - © aleksander1
Абстрактная рыба | Векторный клипарт
  • ID 4305714
Абстракция - © polegaew
Абстракция | Фото
  • ID 4312485
абстрактный море и рыба с scrathed фон для приглашения, EPS 10 - © heliburcka
Абстрактный море и рыба с кричала фоне | Векторный клипарт
  • ID 4397605
Бесшовные с абстрактными стилизованной масштабе - © ireneart
  • ID 4397964
Векторное изображение, шаблон для оформления и дизайна - © ireneart
  • ID 4398164
Векторное изображение, шаблон для вашего декора и дизайна - © ireneart
  • ID 4615631
Абстрактные векторные Геометрическая Цвет фона с Stylised рыбы - © essl
  • ID 4904470
Рыба абстрактный шаблон логотип. Кит значок вектор. Блюда из морепродуктов и рыбалка понятие. Редактируемый - © malecula
Рыба абстрактный логотип тонкий шаблон. Кит дизайн | Векторный клипарт
  • ID 4904501
Рыба абстрактный шаблон логотип. Кит значок вектор. Блюда из морепродуктов и рыбалка понятие. Редактируемый - © malecula
Дельфин абстрактный логотип шаблон. Кит дизайн | Векторный клипарт
  • ID 4944681
Туманный рассвет рыбалка с абстрактным кадре на синем фоне. - © Shchepanov Gennadiy
Рыбалка на рассвете | Векторный клипарт
  • ID 5061761
Желтый значок с изображением суши рулонах и палочек, в середине абстрактный фон - © Иван Рябоконь
Суши абстрактный значок | Векторный клипарт
  • ID 3586456
План, как рыбья чешуя - вектор абстрактные бесшовные текстуры - © pzAxe
  • ID 3682749
Карта выполнена из рыбы. Векторная иллюстрация - © aleksander1
Рыба карте | Векторный клипарт
  • ID 4202143
абстрактный фон с рыбьей чешуи - © клим
Абстрактный фон с рыбьей чешуи | Векторный клипарт
  • ID 4394233
наклейка рыбы - © Ljudmila
Наклейка рыбы | Векторный клипарт
  • ID 4397593
Бесшовные с абстрактные каракули волнистой масштабе - © ireneart
  • ID 4397962
Векторное изображение, шаблон для оформления и дизайна - © ireneart
  • ID 4414473
абстрактный пейзаж с красочными рыбы, eps10 - © Ljudmila
Абстрактный пейзаж с красочными рыбы | Векторный клипарт
  • ID 4462472
рыбак ловит рыбу в грязной воде - © Dmitry
Городской рыбалка | Векторный клипарт
  • ID 4482072
Абстрактный рыба, EPS8 - векторная графика - © Александр Лукьянов
Абстрактная рыба | Векторный клипарт
  • ID 3185908
вектор бесшовные модели с концепцией рыб - © alex.makarova
  • ID 3217638
Вектор два абстрактных скелет рыбы - © sdmix
Два абстрактных скелет рыбы | Векторный клипарт
  • ID 3447897
Абстрактный фон с силуэты рыб - © Marta Jonina
Абстрактный фон рыбы | Векторный клипарт
  • ID 3165422
вектор, монохромная рыба-орнамент - © alex.makarova
Монохромная рыба-орнамент | Векторный клипарт
     
  • ID 3174233
вектор концепции монохромный рыбы на темно-синий полосатый фон - © alex.makarova
Концепция монохромный рыбы | Векторный клипарт
  • ID 3217642
вектор абстрактный скелет рыбы бесшовного фона - © sdmix
  • ID 3218522
вектор абстрактный рыбий скелет фон набор - © sdmix
  • ID 3344252
сосредоточиться на центре. красный на гриле приготовление рыбы с металлической сеткой, жареное мясо, пикник детали - © fmua
Абстрактный красный приготовления рыбы на гриле с металлической сеткой, | Фото
  • ID 3115600
EPS 10, векторный фон с рыбой и полосы - © alex.makarova
Фон с рыбой и полосы | Векторный клипарт
  • ID 3174241
вектор фона с синей рыбы и шероховатый брызг - © alex.makarova
Фоне с синей рыбы и шероховатый брызг | Векторный клипарт
  • ID 3189250
Абстрактный удочку и чистый держит щуку. Иллюстрация на белом фоне. - © Сергей Скрыль
Удочка, чистый и щука | Векторный клипарт
  • ID 3228480
Подводный мир. Абстрактная композиция с шариками и рыбьими хвостами - © Leonid Dorfman
Подводный мир. Абстрактная композиция с шариками и рыбьими хвостами | Векторный клипарт
  • ID 3237701
Иллюстрация на тему подводного мира водные растения и подводных существ. - © Сергей Скрыль
Хищные рыбы | Векторный клипарт
  • ID 3217650
абстрактный вектор золото рыбий скелет - © sdmix
Абстрактный скелет рыбы золото | Векторный клипарт
  • ID 3344251
Магия голубого света на гриле приготовление рыбы с металлической сеткой, неизвестные подробности науки - © fmua
Абстрактная магия синего света на гриле приготовление рыбы | Фото
  • ID 3090487
Шезлонги и зонт на пляже, окруженный абстрактными образами плавающих дельфинов - © Сергей Скрыль
Пляж | Векторный клипарт
  • ID 3287449
Векторная иллюстрация: бесшовный фон с мультяшными кошками - © Jonquil
Бесшовный фон с мультяшными кошками | Векторный клипарт
  • ID 5635037
Абстрактный декоративных рыб на белом фоне. Изображение для дизайна футболок, гравюры, украшения брошюры и веб-сайтов - © Yulia Drozdova
Абстрактный декоративных рыб. Изображение для дизайна футболок | Векторный клипарт
  • ID 5714775
Аквариум подводный рыбы и морской аквариум голубой рыбы. Дикая природа тропических морских аквариумных рыб, красочный океана аквариум синий экзотических рыб. Синий метание аквариумных рыб животных вектор подводный природа - © Vector-Stock
Абстрактные аквариумных рыб значок подводный природа животное | Векторный клипарт
  • ID 3263024
Ловля щуки чеканка. Черно-белая иллюстрация. - © Сергей Скрыль
Речной хищник | Векторный клипарт
  • ID 5694539
деловые люди охотно тянет руки к крюку, на котором висело деньги - © SuslO
Человеческая жадность и желание разбогатеть | Векторный клипарт
  • ID 6198139
Белый фон с бесшовные модели шестиугольных плиток накладываемой как рыбьей чешуи - © Swill Klitch
  • ID 6204519
Белый фон с узором из шестиугольных плиток перекрыты, как рыбьей чешуи - © Swill Klitch
Белый фон с узором из гексагональных плитки | Векторный клипарт
  • ID 4172133
Абстрактный мультяшный морской рыбный. Руки обращается вектор шаблон - © Ske4
Абстрактный мультяшный морской рыбный | Векторный клипарт
  • ID 4781919
Смотрите с астрологическими знаками зодиака, векторная иллюстрация - © клим
Астрологические часы | Векторный клипарт
  • ID 5698246
Смешные кошки эскиз, набор симпатичных черно-белых кошек для дизайна наклейки, бумага, конверты, открытки, открытки и листовки - © Ljudmila
Смешные кошки эскиз, набор мило черно-белый | Векторный клипарт
  • ID 6318856
Американский пассажирский круизный лайнер Нью-Йорк - © Виталий Борисов
Американский пассажирский круизный лайнер Нью-Йорк | Векторный клипарт
  • ID 6397646
бизнесмен с портфелем, стоя на льдине в середине моря, в котором ребра акул видели - © SuslO
Опасность и конкуренция в бизнесе | Векторный клипарт
  • ID 4850774
Смотрите с астрологическими знаками зодиака, векторная иллюстрация - © клим
Астрологические часы | Векторный клипарт
  • ID 3447899
Мерных абстрактный фон, композиции с силуэты рыб - © Marta Jonina
Абстрактный фон рыбы | Векторный клипарт
  • ID 4524799
круг зодиака в пространстве, векторная иллюстрация - © клим
Круг зодиака в пространстве, | Векторный клипарт
  • ID 4540949
Иконы с изображением стилизованного кенгуру австралийский орнамент - © Dmitry
Кенгуру иконки | Векторный клипарт
  • ID 4850778
зодиакальный круг в пространстве, векторная иллюстрация - © клим
Зодиакальный круг в пространстве | Векторный клипарт
  • ID 4860889
Лодка девушка с рыбой и ракушками на волосах. Векторная иллюстрация - © Svitlana Melnukova
Море красоты | Векторный клипарт
  • ID 5698244
Бесшовные смешные кошки, милые черно-белый дизайн кошка фоны, бумага, конверты, открытки, открытки и листовки - © Ljudmila
  • ID 6278345
Рука укусит удочку. Крючок нависает над деньгами и офисными работниками, они хотят делать работу и получать деньги - © SuslO
Деньги и конкуренция в офисе | Векторный клипарт
  • ID 4153188
Схема питания. Векторная иллюстрация - © aleksander1
Схема Питание | Векторный клипарт
  • ID 3447895
Яркий абстрактный фон, композиции с силуэты рыб - © Marta Jonina
Абстрактная композиция рыбы | Векторный клипарт
  • ID 4524577
круг зодиака в пространстве, векторная иллюстрация - © клим
Знаки круг в пространстве, | Векторный клипарт
  • ID 4524797
круг зодиака в пространстве, векторная иллюстрация - © клим
Круг зодиака в пространстве, | Векторный клипарт
  • ID 4724856
Необычное интерпретация моря жителя. Векторная иллюстрация. - © anna_and_i
Персонаж бесшовные модели | Векторный клипарт
  • ID 4850776
зодиакальный круг в пространстве, векторная иллюстрация - © клим
Зодиакальный круг в пространстве | Векторный клипарт
  • ID 4989096
Это векторная иллюстрация медуз - © Bolkins
Медузы | Векторный клипарт
  • ID 5815323
бизнесмен с портфелем, стоя на льдине в середине моря, в котором плавники акул видели - © SuslO
Опасность и конкуренция в бизнесе | Векторный клипарт
  • ID 6133263
На рыболовный крючок висит сердце. Люди тянут руки к сердцу - © SuslO
Люди хотят любить | Векторный клипарт
  • ID 5714838
Аквариум подводный рыбы и морской аквариум голубой рыбы. Дикая природа тропических морских аквариумных рыб, красочный океана аквариум синий экзотических рыб. Синий метание аквариумных рыб животных вектор подводный природа - © Vector-Stock
Абстрактные аквариумных рыб значок подводный природа животное | Векторный клипарт
  • ID 3879341
Рыба. Один значок. Векторная иллюстрация - © Afanasiev Oleksii
Рыба значок | Векторный клипарт
  • ID 4514123
Часы с астрологическими знаками зодиака, вектор - © клим
Знаки зодиака, астрологические часы | Векторный клипарт
  • ID 3217652
вектор абстрактный скелет рыбы - © sdmix
Абстрактный скелет рыбы | Векторный клипарт
  • ID 4153228
Питание в схеме города. Векторная иллюстрация - © aleksander1
Питания город | Векторный клипарт
  • ID 4187269
Сфера сделаны из спа. Векторная иллюстрация - © aleksander1
Спа круг | Векторный клипарт
  • ID 4514125
Часы с астрологическими знаками зодиака, вектор - © клим
Знаки зодиака, астрологические часы | Векторный клипарт
  • ID 4524575
круг зодиака в пространстве, векторная иллюстрация - © клим
Знаки круг в пространстве, | Векторный клипарт
  • ID 4536734
Самая большая коллекция векторных логотипов пищи - © butenkow
Самая большая коллекция логотипов пищи | Векторный клипарт
     

Смотрите также

 

..:::Новинки:::..

Windows Commander 5.11 Свежая версия.

Новая версия
IrfanView 3.75 (рус)

Обновление текстового редактора TextEd, уже 1.75a

System mechanic 3.7f
Новая версия

Обновление плагинов для WC, смотрим :-)

Весь Winamp
Посетите новый сайт.

WinRaR 3.00
Релиз уже здесь

PowerDesk 4.0 free
Просто - напросто сильный upgrade проводника.

..:::Счетчики:::..