Начальная

Windows Commander

Far
WinNavigator
Frigate
Norton Commander
WinNC
Dos Navigator
Servant Salamander
Turbo Browser

Winamp, Skins, Plugins
Необходимые Утилиты
Текстовые редакторы
Юмор

File managers and best utilites

Урок по биологии для 7 класса на тему "Приспособления рыб к водной среде обитания". Приспособление рыб


Приспособления рыб к защите и нападению

Приспособления рыб к защите и нападению

 

Приспособления рыб к защите и нападению

 

Выше указывалось, что окраска рыб в значительной степени соответствует окружающему фону. Это имеет большое значение как для защиты, так и для нападения. Кроме того, по-видимому, главным образом защитную роль выполняют различного рода шипы, иглы, колючки, столь часто встречающиеся у самых различных рыб.

 

Например, острые плавниковые лучи ерша, колючки, покрывающие тело иглобрюха, которые торчат во все стороны, когда рыба, набрав в кишечник воздух, раздувается в виде шара, «рога» кузовков и т. д. В тех случаях, когда эти иглы связаны с ядовитыми железами, их роль уже не может возбуждать сомнений. Из рыб, водящихся в морях России, весьма действенные ядоносные аппараты имеют скаты-хвостоколы (Trygon), скорпены, близкие к ним морские окуни и особенно морской дракончик (Trachinus draco). Хвостоколы своей большой зазубренной иглой, сидящей сверху у основания хвоста, могут наносить ранения, опасные для человека. Уколом острых лучей спинного плавника скорпен вызывает у человека жгучую боль, а уколы лучей переднего спинного плавника, особенно же иглы, сидящей на краю жаберной крышки дракона, еще болезненней, и боль не стихает в течение многих часов. Среди тропических рыб имеются еще более опасные, так что раны, нанесенные ими, влекут за собой даже смерть человека.

 

Электрические органы свойственны ряду рыб, но особенно хорошо развиты они у электрического угря, Электрического сома и электрического ската. В то время как у двух последних они служат главным образом для обороны, у электрического угря — в основном для умерщвления добычи: он питается небольшой рыбой, которую сначала поражает электрическим разрядом, а потом съедает. Пила-рыба пользуется как для защиты, так и для поражения жертвы своим длинным рострумом, усаженным по краям видоизмененными в большие зубцы плакоидными чешуями.

 

Защитное значение имеет стайное поведение рыб. Образование гнездовых колоний у амии, амурских косаток — коллективная форма защиты потомства. Рыбы в стае на более далеком расстоянии, нежели одиночные, замечают опасность и чаще могут ее избежать. Иногда стая имеет и непосредственное защитное значение от хищников. Так, черноморская хамса при приближении хищника, например ставриды, сбивается в плотное скопление и иногда начинает движение по кругу. Пока ставриде не удастся «разбить» скопление хамсы, схватить одиночную особь оказывается почти невозможным.

 

Многие хищные рыбы имеют специальные приспособления для более успешной охоты за стайными рыбами, например, меч-рыба оглушает и ранит рыб в стае. Некоторые хищные рыбы (сарганы, макрелещуки) при нападении на стайных рыб в свою очередь собираются небольшими группами.

 

В качестве защиты рыбы могут использовать других животных. Так, одна маленькая рыбка — Amphiprion percula — живет вместе с крупной актинией. Эта рыбка безопасно плавает между стрекательными нитями актинии, проникая и в ее пищеварительную полость, где находит пищу и убежище. Некоторые исследователи предполагают, что своим движением рыба способствует циркуляции воды, тем самым благоприятствуя дыхательному процессу актинии. Как пример нахлебничества, т. е. извлечения пользы только одним сожителем без вреда для другого, можно привести рыбу-лоцмана (Naucrates ductor), держащегося вблизи акул и, видимо, пользующегося остатками их пищи. Мальки трески и скумбрии постоянно держатся под колоколами медуз, а тропическая рыбка фиерасфер (Fierasfer vermicularis) прячется в одну из голотурий, вплывая и выплывая через ее заднепроходное отверстие.

Еще интересные статьи по теме:

www.zoofirma.ru

Приспособление организма рыб к среде обитания

Мир водных существ крайне разнообразен. Класс рыб — весьма многочисленная и довольно разнообразная группа позвоночных, насчитывающая в настоящее время более 22 тысяч видов. Этот многочисленный зоологический класс рыб в науке делят на две крупные группы: хрящевые, к которым относятся акулы и скаты, и костные — все остальные.

Приспособляемость рыб имеет чрезвычайно большой диапазон. В природных условиях они живут и в холодных водоемах Арктики, и в теплых водах экваториальной Африки.

Содержание экзотических рыб в аквариумах является убедительным примером приспособляемости организма к измененным условиям. Ограниченные размеры аквариумов сказываются на росте рыб.

Приспособление организма рыб к среде обитания

Рыбы постепенно могут приспосабливаться и к различному температурному режиму воды, и к недостатку растворенного в воде кислорода, а также к различным условиям питания и к другим факторам окружающего водного мира.

Приспособляемость организма к измененным условиям можно проследить на примере лабиринтовых рыб. Если в аквариуме воды мало, но с достаточным содержанием кислорода, то рыбы дышат абсолютно нормально, то есть жабрами, хотя изредка заглатывают воздух, ибо у этих рыб, кроме жабр, сохранились легочные метки. Если количество растворенного кислорода в аквариуме уменьшается или вода начинает загнивать, подсыхать, то они начинают больше дышать атмосферным воздухом, заглатывая его с поверхности.

Человек путем отбора лучших экземпляров и селекции создал новые виды аквариумных рыб. Так, в Японии и Китае получена разновидность золотой рыбки — вуалехвост. Примером выведения новых форм является и получение алых меченосцев при скрещивании кирпично-красных с лимонными меченосцами. Таких примеров можно привести много. Селекция аквариумных и пресноводных рыб является серьезной работой и требует знаний в области биологии.

Для правильного содержания и размножения аквариумных рыб большое значение имеет среда их обитания, то есть вода, ее химические, физические свойства и происходящие в ней биологические процессы.

Следует иметь в виду, что рыбы не могут существовать в воде, лишенной различных солей. Однако и избыток их может вредно сказываться на жизни рыб.

Большое значение для существования рыб имеет жесткость воды, которая зависит от различного содержания окиси кальция в воде. Повышенное содержание солей кальция вызывает заболевания глаз у взрослых рыб, а у мальков — поражение жабр. Поэтому вода должна быть мягкой. Если водопроводная вода содержит большое количество окиси кальция, то к ней следует добавить дистиллированную воду.

Вода, в которой отсутствуют кислоты и щелочи или их содержится поровну, называется нейтральной (рН = 7). Отклонение в ту или иную сторону свидетельствует о повышении кислотности (рН менее 7) или увеличении щелочности (рН выше 7) рН — это количество ионов водорода в растворе.

Для определения химического состава воды существуют различные методы. Самый простой и доступный — при помощи специальных индикаторных бумажек (определяется по изменению цвета), имеющих шкалу, разбитую на десять делений. Их можно приобрести в магазинах.

На различных этапах развития рыб требуется вода различной кислотности. Для большинства рыб она находится в пределах 5—8 делений шкалы. Водопроводная вода, большинство природных водоемов имеют 6,5—8,5 деления. Реакция воды может изменяться в зависимости от содержания растворенного в воде углекислого газа, наличие которого связано с жизнедеятельностью растений.

Для поддержания в воде необходимого количества растворенного кислорода и углекислого газа воду следует аэрировать.

Вода в аквариуме должна быть прозрачной, бесцветной и не иметь запаха. Помутнение воды может быть вызвано различными факторами — появлением большого количества микроскопических животных, растений или содержанием взвешенных частиц органического и неорганического происхождения.

Помутнение воды в аквариуме является отрицательным показателем, ухудшающим условия дыхания рыб. Микроорганизмы, развивающиеся в большом количестве, потребляют кислород, тем самым могут привести к кислородному голоданию. Кроме того, мутная вода меньше пропускает света, а это также отрицательно действует на рыб.

Особого внимания заслуживает также наличие в воде кислорода. Для разных видов рыб требуется разное количество кислорода, растворенного в воде. Основным источником обогащения воды кислородом являются водные растения. Интенсивность этого процесса зависит от температуры воды и освещенности аквариума.

Рыбы относятся к холоднокровным организмам, они не имеют своей собственной постоянной температуры тела. Их температура сходна с температурой окружающей среды: при охлаждении — понижается, при потеплении — повышается. Для каждого вида рыб существует своя оптимальная температура воды.

Большое значение для жизни рыб имеет освещенность аквариума. От этого зависит интенсивность окраски у многих рыб. Освещение аквариума может осуществляться как естественным, так и искусственным светом. В последнем случае используют лампы накаливания или люминесцентные. Расположение источника света не оказывает влияния на жизнь рыб, но имеет важное значение для лучшего выявления всех оттенков окраски рыб. Наиболее удачным расположением источника света считается, когда он находится наверху у боковой или передней стенки аквариума.

Разным видам рыб требуется разное количество "растворенного в воде кислорода. Для большинства рыб оптимальное количество кислорода составляет 2 см3/л, минимальное— 0,5 см3/л. С повышением температуры воды уменьшается количество растворенного кислорода.

Поэтому резко повышать или понижать температуру воды в аквариуме небезопасно для жизни рыб.

Продолжительность жизни рыб в аквариумных условиях во многом зависит от соблюдения всех жизненно необходимых условий подбора среды обитания. В среднем продолжительность жизни составляет 2 года, некоторые виды рыб (карповые, цихлиды, сомовые) могут жить до 10 лет.

.

www.zookrug.net

Урок по биологии для 7 класса на тему "Приспособления рыб к водной среде обитания"

Тема: «Надкласс Рыбы. Приспособления рыб к водной среде обитания»

Цель: Раскрыть особенности внутреннего и внешнего строения рыб в связи со средой обитания, показать многообразие рыб, определить значение рыб в природе и хозяйственной деятельности человека, указать необходимые меры по охране рыбных богатств.

Методическая цель: использование ИКТ - как одного из способов формирования творческого мышления и развитие интереса обучающихся, расширение опыта исследовательской деятельности, на основе ранее приобретённых знаний, развитие информационной и коммуникативной компетенций.

Тип урока: комбинированный.

Вид урока: урок формирования и систематизации знаний.

Задачи: 1) Познакомить учащихся с чертами строения рыб.

2) Продолжить формирование умений наблюдать за живыми

организмами, работать с текстом учебника, воспринимать

учебную информацию с помощью мультимедийной презентации и видео.

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор,

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1. Организационный.

2 мин

Приветствует учащихся, проверяет готовность рабочего места к занятию, создает благоприятную непринужденную обстановку.

Делит на группы

Приветствуют учителя, проверяют наличие дидактических материалов

для работы на занятие.

Делятся на группы

2. Вызов интереса

3 мин

Игра “Черный ящик”

1. Существуют сведения, что разведением этих животных занимались еще в Древнем Египте более четырех тысяч лет назад. В Месопотамии содержали их в прудах.

Держали в Древнем Риме и Греции.

В Европе впервые появились только в XVII в.

В Россию впервые попали из Китая в качестве дара царю Алексею Михайловичу. Царь велел посадить их в хрустальные чащи.

В хороших условиях содержания может дожить до 50 лет.

Сказочный персонаж, исполняющий желания.

2. Есть такой знак зодиака

Учитель: -Так с кем мы познакомимся сегодня на уроке?

Ученики после каждого вопроса предлагают ответы.

Ученики: - золотая рыбка.

И постанавливают тему урока.

3.Постановка целей

Цель: активизировать познавательный интерес к изучаемой теме.

1) Познакомимся с чертами строения рыб.

2) Продолжим формирование умений наблюдать за живыми организмами, работать с текстом учебника, воспринимать

учебную информацию с помощью мультимедийной презентации.

 

1) Изучат черты строения рыб.

2) Будут работать с текстом учебника, воспринимать

учебную информацию с помощью мультимедийной презентации.

4. Изучение новой темы.

Операционно-познавательный.

Цель: используя различные формы и приемы работы сформировать знание о внешнем и внутреннем строении рыб

 15 мин

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

- Ребята сегодня мы с вами познакомимся с самыми древними позвоночными животными. Надкласс рыбы. Это самый многочисленный класс Хордовых. Насчитывается около 20 тыс. видов. Раздел Зоологии, изучающий рыб, называется ИХТИОЛОГИЯ.

I стадия – Вызов (мотивация).

Учитель: Иногда о человеке говорят: «Чувствует себя как рыба в воде». Как вы понимаете это выражение?

Учитель: А почему рыбе хорошо в воде?

Учитель: В чем выражается приспособленность рыб к водной среде обитания? Это мы узнаем в течение сегодняшнего урока.

II стадия – содержание.

Какие Особенности водной среды обитания мы можем назвать:

1 задание. Посмотреть видео фрагмент.

С Помощью учебника и дополнительного текста, применив прием «Фишбоун» опишите приспособление рыб к обитанию в водной среде.

Слушают

Предполагаемые ответы учащихся (значит ему хорошо, комфортно, у него все получается).

(Она приспособлена к жизни в воде).

Ребята записывают тему урока в тетрадь.

Большая плотность воды затрудняет активное передвижение.

Свет проникает в воду лишь на небольшую глубину.

Ограниченное количество кислорода.

Вода – растворитель (соли, газы).

Тепловодность (температурный режим более мягкий чем на суше).

Прозрачность.Текучесть.

Вывод: приспособленность рыбы к жизни в воде проявляется в обтекаемой форме тела, плавно переходящих органах тела, покровительственной окраске, особенностях покровов (чешуя, слизь), органов чувств (боковая линия), органов передвижения (плавников).

- Какова форма тела рыбы и как она приспособлена к среде обитания?

Дополнение учителя. Человек устраивает для своего передвижения в воде, заостряя носы своих лодок и кораблей, а при постройке подводных лодок придает им веретеновидную, обтекаемую форму рыбьего тела). Форма тела может быть различной шаровидной (рыба-еж), плоской (скат, камбала), змеевидной (угри, мурены).

В чем особенности покровов тела рыбы?

Каково значение слизистой пленки на поверхности рыбы?

Дополнение учителя. Эта слизистая пленка способствует уменьшению трения при плавании, и благодаря своим бактерицидным свойствам, препятствует проникновению в кожу бактерий, т.к. кожа рыб проницаема для воды и некоторых растворенных в ней веществ (гормон страха)

ЧТО ТАКОЕ «ВЕЩЕСТВО СТРАХА»В 1941 году Нобелевский лауреат Карл фон Фриш (Karl von Frisch), изучая поведение рыб, обнаружил, что когда щука хватает гольяна, то из ран на его коже в воду попадает какое-то вещество, которое у других гольянов вызывает реакцию испуга: они сначала бросаются врассыпную, а потом сбиваются в плотную стайку и на какое-то время прекращают кормиться.

В современной научной литературе вместо словосочетания «вещество страха» чаще можно встретить термин «феромон тревоги». Вообще, феромоны - это такие вещества, которые, будучи выделенными во внешнюю среду одной особью, вызывают у других особей какую-то определенную поведенческую реакцию.

У рыб хранилищем феромона тревоги служат специальные клетки, расположенные в самом верхнем слое кожи. Они очень многочисленны и у некоторых рыб могут занимать больше 25% всего объема кожи. Клетки эти не имеют никаких связей с внешней средой, так что их содержимое может попасть в воду только в одном случае - если кожа рыбы получает какое-то повреждение.В наибольшем количестве клетки феромона тревоги сосредоточены на передней части тела рыбы, в том числе и на голове. Чем дальше назад, к хвостовой части тела, тем клеток с феромоном меньше.

Каковы особенности окраски рыбы?

Придонные рыбы и рыбы травянистых и коралловых зарослей часто имеют яркую пятнистую окраску или полосатую (так называемую “расчленяющую” расцветку маскирующую контуры головы). Рыбы могут менять свою окраску в зависимости от цвета субстрата.

Что такое боковая линия и каково ее значение?

Составление общего Фишбоуна у доски.

Рыба плавает в воде быстро и проворно; она легко разрезает воду благодаря тому, что тело ее имеет обтекаемую форму (в виде веретена), более или менее сжатого с боков.

Снижение трения воды

Тело рыб большей частью покрыто твердыми и плотными чешуями, которые сидят в складках кожи (как у нас ногти), а свободными концами налегают друг на друга, точно черепица на крыше. Чешуйки разрастаются вместе с ростом рыбы, и на просвете мы можем увидеть концентрические линии, напоминающие годичные кольца на срезах дерева. По наростам концентрических полос можно определить возраст чешуи, а вместе с тем и возраст самой рыбы. Дополнительно чешуя покрыта слизью.

Окраска тела. У рыб спинка темная, а брюшко светлое. Темная окраска спины делает их мало заметными на фоне дна при рассматривании сверху, блестящая серебристая окраска боков и брюшка делает рыбу незаметной на фоне светлого неба или солнечного блика при рассмотрении снизу.

Окраска делает рыбу малозаметной на фоне места обитания.

Боковая линия. С помощью нее рыбы ориентируются в потоках воды, воспринимают приближение и удаление добычи, хищника или партнера по стае, избегают столкновений с подводными препятствиями.

hello_html_d440516.jpg

ФИЗ. МИНУТКА

Цель: сохранения здоровья.

3 мин

Делают упражнения.

12 мин

Какие еще приспособления есть у рыбы для жизни в воде?

Для этого вы будете работать в малых группах. У вас на столах есть дополнительный материал. Вы должны прочитать текстовый материал, ответить на вопросы и указать на рисунке особенности строения рыбы.

Раздает задание каждой группе:

«1. Прочитайте текст.

2. Рассмотрите рисунок.

3. Ответьте на вопросы.

4. Укажите на рисунке особенности строения рыбы».

Группа 1. Органы передвижения рыбы.

1. Какие органы являются органами передвижения рыбы?

2. Как они работают?

3. На какие группы их можно разделить?

Группа 2. Дыхательная система рыбы.

1. Какие органы составляют дыхательную систему рыбы?

2. Какое строение имеют жабры?

3. Как происходит дыхание у рыбы? Почему рыбы не могут дышать на суше?

Группа 3. Органы чувств рыбы.

1. Какие органы чувств есть у рыбы?

2. Зачем нужны органы чувств?

Ученики организуют поиск и обмен идеями через диалог. Организуется работа по заполнению рисунка.

4. Рефлексивно-оценочный.

Цель: определение уровня знаний полученных на уроке.

7 мин

Задание «Рыбалка»

hello_html_2955fc57.jpg

1. Из каких отделов состоит тело рыбы?

2. С помощью какого органа рыба воспринимает течение воды?

3. Какие черты строения рыбы помогают ей преодолеть сопротивление воды?

4. Есть ли у рыбы паспорт?

5. Где у рыбы находится вещество страха?

6. Почему у многих рыб светлое брюхо и темная спина?

7. Как называется раздел зоологии, который изучает рыб?

8. Почему камбала и скат имеют плоскую форму тела?

9. Почему рыбы не могут дышать на суше?

10. Какие органы чувств есть у рыб?

11. Какие плавники рыб парные? Какие плавники рыб не парные?

12. Какие плавники рыба использует как весла?

Каждая команда выбирает рыбку и отвечает на вопросы.

3 мин

На доске вывешивается рисунок рыбы. Учитель предлагает оценить сегодняшний урок, что нового узнал и т.п.

hello_html_98c1ce4.gif

1. Сегодня я узнал…

2. Было интересно…

3. Было трудно…

4. Я научился…

5. Меня удивило…

6. Мне захотелось…

На разноцветных стикерах дети пишут то, что им больше всего понравилось на уроке, что нового они узнали и приклеивают их на рыбку в виде чешуи.

5. Домашнее задание.

Описать внутреннее строение рыбы.

Составить кроссворд.

Записывают домашнее задание в дневник.

Группа 1. Опорно-двигательная система рыбы.

Прочитайте текст. Рассмотрите рисунок. Ответьте на вопросы.

Укажите на рисунке особенности строения рыбы.

1. Какие органы являются органами передвижения рыбы?

2. Как они работают?

3. На какие группы их можно разделить?

Плавник - это особый орган, необходимый для координации и управления процессом движения рыб в воде. Каждый плавник состоит из тонкой кожистой перепонки, которая при расправлении плавника натягивается между костными плавниковыми лучами и увеличивает тем самым саму поверхность плавника.

Число плавников у различных видов может быть разным, а сами плавники могут быть парными и непарными.

У речного окуня непарные плавники расположены на спине (их 2 - большой и малый), на хвосте (большой двухлопастный хвостовой плавник) и на нижней стороне тела (так называемый анальный плавник).

Парными являются грудные плавники (это передняя пара конечностей), а также брюшные плавники (задняя пара конечностей).

Хвостовой плавник играет важную роль в процессе движения вперед, парные необходимы для поворотов, остановки и сохранении равновесия, спинной и анальный помогают окуню сохранять равновесие во время движения и при резких поворотах.

Группа 2. Дыхательная система рыбы.

Прочитайте текст. Рассмотрите рисунок. Ответьте на вопросы.

Укажите на рисунке особенности строения рыбы.

1. Какие органы составляют дыхательную систему рыбы?

2. Какое строение имеют жабры?

3. Как происходит дыхание у рыбы? Почему рыбы не могут дышать на суше?

Основным органом дыхания рыбы являются жабры. Косная основа жабры - жаберная дуга.

Газообмен происходит в жаберных лепестках, имеющих множество капилляров.

Жаберные тычинки «процеживают» поступающую воду.

Жабры имеют 3- 4жаберные дуги. На каждой дуге имеются с одной стороны ярко-красные жаберные лепестки, а с другой - жаберные тычинки. Снаружи жабры прикрыты жаберными крышками. Между дугами видны жаберные щели, которые ведут к глотке. Из глотки, захваченная ртом, вода омывает жабры. Когда рыба прижимает жаберные крышки, вода через рот поступает к жаберным щелям. Растворенный в воде кислород поступает в кровь. Когда рыба поднимает жаберные крышки, вода выталкивается через жаберные щели. Из крови в воду выходит углекислый газ.

Рыбы не могут находиться на суше, потому что жаберные пластинки слипаются между собой и воздух не поступает в жаберные щели.

Группа 3. Органы чувств рыбы.

Прочитайте текст. Рассмотрите рисунок. Ответьте на вопросы.

Укажите на рисунке особенности строения рыбы.

1. Какие органы составляют нервную систему рыбы?

2. Какие органы чувств есть у рыбы?

3. Зачем нужны органы чувств?

У рыбы есть органы чувств, которые позволяют рыбам хорошо ориентироваться в окружающей среде.

1. Зрение – глаза - различает форму и цвет предметов

2. Слух – внутреннее ухо – слышит шаги человека, идущего по берегу, звон колокольчика, выстрел.

3. Обоняние – ноздри

4. Осязания – усики.

5. Вкус – чувствительные клетки – по всей поверхности тела.

6. Боковая линия – линия вдоль всего тела - воспринимает направление и силу тока воды. Благодаря боковой линии даже ослепленная рыба не натыкается на препятствия и способна ловить движущуюся добычу.

По бокам тела в чешуе видна боковая линия – своеобразный орган чувств у рыб. Он представляет собой канал, лежащий в коже и имеющий множество рецепторов, воспринимающих давление и силу течения воды, электромагнитные поля живых организмов, а также неподвижные предметы за счет волн отходящих от них. Поэтому в мутной воде и даже в полной темноте рыбы прекрасно ориентируются и не натыкаются на подводные объекты. Кроме органа боковой линии у рыб имеются органы чувств, расположенные на голове. В передней части головы находится рот, которым рыба захватывает пищу и втягивает воду, необходимую для дыхания. Выше рта расположены ноздри – орган обоняния, с помощью которого рыба воспринимает запахи веществ, растворенных в воде. По бокам головы находятся глаза, довольно большие с плоской поверхностью – роговицей. За ней скрыт хрусталик. Рыбы видят на близком расстоянии и хорошо различают цвета. На поверхности головы рыбы не видно ушей, но это не значит, что рыбы не слышат. У них есть внутреннее ухо в черепе, что позволяет им слышать звуки. Рядом расположен орган равновесия, благодаря которому рыба ощущает положение своего тела и не переворачивается.

infourok.ru

Конспект урока окружающего мира по теме "Рыба. Приспособление рыб к жизни в водной среде"

Разделы: Начальная школа

Цель:

  • познакомить учащихся с группой рыб как представителями животных.
  • показать особенности рыб, приспособленность их к жизни в водной среде.
  • развивать логическое мышление и воображение

Литература:

  1. Окружающий мир. Учебник - тетрадь для учащихся 1 класса четырехлетней начальной школы. В 2 частях/ О.Т. Поглазова. Часть 2. Смоленск: Ассоциация ХХI век, 2010,
  2. Окружающий мир. 1 класс. Поурочные планы по учебнику О.Т. Поглазовой "Окружающий мир" (программа "Гармония") / сост. И.В. Мукашева. Волгоград: Учитель - АСТ, 2004
  3. Рыбы наших водоемов/ Е.Т. Бровкина. В. И. Сивоглазов. - М.: Дрофа, 2004

Оборудование:

  • аудиокассета с записью, магнитофон
  • видеокассета "Тайны подводного мира", видеомагнитофон,
  • иллюстрации рыб,
  • черно-белые картинки рыб, по количеству учеников
  • аквариум с рыбками, взятый временно из живого уголка

Ход урока

На уроке я сижу не шумлю и не кричу

Тихо руку поднимаю, если спросят, отвечаю.

ПРОВЕРКА ДОМАШНЕГО ЗАДАНИЯ

Как можно назвать всех, кто умеет бегать, прыгать, ползать, летать, плавать? (животные)

О какой группе животных идет речь?

1. Тело этих животных имеет две или три части. У них шесть ног, есть чувствительные усики антенны. Дышат через специальные трубочки - трахеи.

2. Ног может быть четыре или не быть совсем. Тело покрыто роговыми щитками. Могут плавать и ползать. Дышат легкими развиваются из яйца.

3. Имеют четыре ноги. Тело покрыто шерстью. Дышат легкими. Своих детенышей выкармливают молоком.

4. Бывают с хвостом и без хвоста. Кожа без защитного покрытия. Любят влажные места. Дышат легкими и кожей. Развиваются из икринок.

5. Тело покрыто перьями. Есть клюв и крылья. Дышат легкими.

1. Сообщение темы и целей урока

Ребята, сегодня на уроке мы отправляемся в путешествие. Но куда? Слушаем звуковое письмо, оно нам поможет это определить.

(Прослушивание аудиозаписи "Рассказ про выдру")

На берегу реки нашего города. Как, кстати, она называется? (Великая) нас поджидал маленький выдренок. Как вы думаете, почему выдра у реки живет?

- О какой группе животных, мы сегодня будем говорить?

- Проверим наше предположение, разгадав загадку на стр. 33

- В этот весенний день выдренок вылез из воды и увидел много разных животных.

Он задумался, неужели, все те, кого он видит - рыбы? Давайте поможем выдренку в этом разобраться. Итак, тема урока КАК ВЫГЛЯДИТ РЫБА и ПОЧЕМУ ОНА ЖИВЕТ В ВОДЕ.

2. Обобщение знаний полученных ранее

ШУКА ЛЯГУШКА МЕДВЕДЬ РАК
УТКА ПЛОТВА СТРЕКОЗА ОКУНЬ

- Посмотрите, какое животное, из тех, кого увидел выдренок, мы знаем и его точно нельзя назвать рыбой. (Утка - птица. Имеет клюв, крылья, перья, 2 лапы. Медведь - зверь, 4 лапы, имеет густую шерсть, кормит детенышей молоком. Стрекоза - насекомое, тело имеет 3 части, 6 ног, есть чувствительные усики)

Почему эти разные животные оказались около реки?

Выдренок обрадовался, что ему так интересно объясняют. И придумал ряд новых вопросов. На которые нам с вами надо найти ответы.

3. Изучение нового материала

Как выглядит рыба?

- Подчеркните в загадке особенности рыбы. Какие части тела имеет рыба? Покажите. (голова, туловище, плавники, хвост) Отметьте стрелочками и подпишите части тела рыб с.33. Зачем ей плавники и хвост? Давайте посмотрим на рыбку в движении

(Показ отрывка видеофильма "Тайны подводного мира")

- Лягушка - это рыба? (нет определенных частей тела)

Как рыбы передвигаются в воде?

Двигаются вперед, волнообразно изгибая тело. Помогают рыбам управлять движением плавники - хвостовой и боковые.

Чем покрыто тело рыбы?

- Очень интересную рыбку я принесла сегодня на урок.

(Рисунок, на котором рыба выглядит так: голова, как у коровы, туловище покрыто шерстью, рыбий хвост)

Что про нее можете сказать? Видно художник что-то напутал. Чем покрыто тело зверя, птицы?

- Чем покрыто тело рыбы? ответ на этот вопрос вы узнаете, если разгадаете вот такую загадку: У родителей и деток, вся одежда из монеток. (чешуей) Кстати, если рассмотреть чешуйку, то на ней можно заметить колечки. По ним определяют возраст рыбы.

- А кто держал рыбку в руках ? (скользкая)

Что внутри рыбы?

Рыба - позвоночное животное. Вдоль спины тянется хребет, который состоит из позвонков. Позвоночник - это прочная опора для любой косточки. - Рак - это рыба? (рак - дышит жабрами, но у него нет хребта, - членистоногие)

Чем же дышит рыба?

- Где живет рыба? (в воде) Скажите, можем ли мы долго продержаться под водой? Почему? А рыба? ( может дышать под водой)

У рыбы есть жабры. Вы наверно видели, как плавающая рыба постоянно открывает рот, как будто разговаривает. Оказывается, она глотает воду. Проглоченная вода выходит через жаберные отверстия позади головы около шеи. В воде есть воздух - маленькие пузырьки. Из них жабры выбирают кислород. Так рыба дышит.

- Случается, что рыбам не хватает кислорода и они могут погибнуть. Так бывает жарким засушливым летом, когда мелеют реки и пересыхают ручьи. И зимой, когда речка замерзает. Как должны поступать люди, чтобы помочь рыбам?

Какие звуки издает рыба?

- Давайте послушаем, рыб?

(Наблюдение за живыми рыбками, взятыми в живом уголке)

Попробуем сами поговорить как рыбки. Какой делаем вывод? (Рыба не издает никаких звуков.) На этот счет есть замечательная поговорка - Молчит как рыба - про, какого человека так говорят?

- В наши дни учеными изучено-то, что оказывается рыба может издавать звуки. То скрипит, то пощелкивает. Рыбьи разговоры могут означать разное: и сигнал опасности, и предупреждение, что территория занята и приглашение к обеду. Разговаривать рыбам помогает плавательный пузырь.

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

Итак, если вы сейчас, будете согласны, с высказываниями хлопаете в ладоши. Нет - качайте головой. Рыбы имеют жабры, тело покрыто чешуей, имеют лапы, плавники и хвост, рыбы умеют говорить.

- Кто рыба? (щука, окунь, плотва) Как определили?

Рыба имеет хвост, плавники, чешую, позвоночник, хребет, дышит под водой жабрами, может издавать звуки.

Как различать рыб?

- Давайте раскрасим маленьких рыбок. Только одно условие договоритесь между собой, как вы будете их раскрашивать, чтобы рыбки стали близнецами.

(Соседям по парте дается 2 черно - белые картинки рыб)

Покажите, какие рыбки получились?

- Сравните рыб (демонстрируются картинки рыб)

Окунь - рыбка 20 см в длину, серо-зеленого цвета с темными поперечными полосками, мелкой чешуей, ярко красными плавниками.

Плотва - рыба длиной не более 30 см, небольшая голова. Сжатое с боков тело покрыто крупной чешуей. Спинка сине - серая или зеленоватая, бока и брюхо серебристые, а остальные - оранжевые. Глаза красные.

Зеленоватая окраска спины, желтые поперечные пятна на теле и плавниках делают щуку незаметной среди зарослей растений. У нее очень острые зубы. Каждое лето у щуки выпадают старые зубы и растут новые.

- Как можно отличить одну рыбу от другой? (по окраске) Зачем им разная окраска? (спрятаться)

- Чем еще могут отличаться рыбы друг от друга? (формой)

- Кто знает, какая речная рыба самая крупная? (сом 4м)

- А одна из самых мелких? (уклейка)

- Самая колючая? (ерш)

- Самая линяющая? (линь)

- Одна из самых длинных рыб? (угорь)

Чем питается рыба?

- Смотрите- кА, окунь спрятался в зарослях водорослей, плотно позавтракав, мальком плотвы? Кто такой малек?

- Весной рыбы мечут икру. Каждая икринка - яйцо рыбы. Из икринок выклевываются крошечные детки - мальки. Как вы думаете, заботятся ли о своем потомстве рыбы? Нет, отложив икру на водорослях, камнях, корягах, не заботятся о ней. Многие ее же и съедают. Хотя есть исключения - рыба корюшка, строит гнездо из травы и рыба бычок, выкапывают под камнем норку. В какое время нежелательно ловить рыбу? Почему?

- Чем окунь питается? (мальками и другими мелкими животными) От кого спрятался? (от щуки) Почему? Как называют группу животных, которые, питаются другими животными? (хищники)

- нехищные рыбы едят насекомых , маленьких рачкв, питаются листьями и стеблями подводных трав. Интересно, что во рту у рыбы есть вкусовые почки . помогающие различать кислый, сладкий, горький и соленый вкус.

  • ПЛОТВА
  • ВОДОРОСЛИ
  • ЩУКА
  • ОКУНЬ

- Помогите маленькому карасику попасть к маме и папе.

- Подумайте, и составьте цепь, кто, чем питается.

- Что будет, если станет больше плотвы?

- Что будет, если станет больше щук?

Круг замкнулся.

Сколько лет живут рыбы?

От 5 до 100 лет.

Где живет рыба?

Живет ли рыба еще где-то помимо реки?

- Откройте с.35. Почему художник назвал рисунок "Что посеешь, то и пожнешь?

- Какие правила мы должны соблюдать, находясь у реки? А меры предосторожности?

- Какой рыбкой может полакомиться выдренок?

4. Подведение итогов урока

  • Чем рыбы отличаются от других животных?
  • Как рыбы приспособились к жизни в воде?
  • Каких рыб называют хищниками?

Выдренку очень понравилось на уроке и он просит подарить ему на память рыбку тех ребят, которые считают что им на уроке было интересно и они много чего узнали нового.

Д/З с.35 № 6 Напиши, какие рыбки обитают в реке Великой?

xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai


Смотрите также

 

..:::Новинки:::..

Windows Commander 5.11 Свежая версия.

Новая версия
IrfanView 3.75 (рус)

Обновление текстового редактора TextEd, уже 1.75a

System mechanic 3.7f
Новая версия

Обновление плагинов для WC, смотрим :-)

Весь Winamp
Посетите новый сайт.

WinRaR 3.00
Релиз уже здесь

PowerDesk 4.0 free
Просто - напросто сильный upgrade проводника.

..:::Счетчики:::..