Начальная

Windows Commander

Far
WinNavigator
Frigate
Norton Commander
WinNC
Dos Navigator
Servant Salamander
Turbo Browser

Winamp, Skins, Plugins
Необходимые Утилиты
Текстовые редакторы
Юмор

File managers and best utilites

Немного истории про рыбу... Рассказ рыба


Немного истории про рыбу...

    Сегодня, рыба становится всё более популярной, что особенно заметно по широкому ассортименту, предлагаемому в магазинах и супермаркетах. Продолжает расти признание её питательной ценности; рыба является богатым источником протеинов, витаминов и минералов, а жиров и калорий в ней сравнительно не много.Немного истории про рыбу...

  Рыба издавна является любимым кушаньем русского народа. Славяне издревле селились на берегах рек и озер, где рыба водилась в изобилии. Поэтому рыболовство - это один из самых древних промыслов, которое освоили руссичи. Согласно древним источникам, уже в 12 веке своими рыбными богатствами славились многие поселения в верховьях Волги, Оки, Днепра, Волхва и Двины. Рыбой платили феодальные налоги, рыбу ели и продавали. Промысловыми рыбами на Руси были лодуга, сиг, сельдь, язь, нельма, лещ, осетр, карп, к морепродуктам в те времена относились с недоверием.              В зимнее время в России торговали в основном мороженной рыбой. На рынке она стоила дороже соленой, поэтому пойманную осенью рыбу, часто старались сохранить живой до наступления мороза. Ее помещали в садки из прутьев, в маленькие озерца и когда схватывал ледок вылавливали и морозили. Такую живьем замороженную рыбу называли "пылким товаром". Рыбу замораживали особым способом, закалывали, обмакивали в воду и обваливали в снегу и так до тех пор, пока не обледенеет полностью. Как утверждают современники, вкус у такой рыбы был так хорош, как у рыбы только что выловленной.           Летом рыбу транспортировали в специальных лодках с "прорезями". Нос и корма такой лодки были отделены водонепроницаемыми перегородками, а в средней части был сделан "закоморник с прорезями", это и был садок с рыбой. Рыбу так транспортировали на большие расстояния, для примера - из Астрахани в Петербург. А там где не было водного пути, перевозили в ваннах и специальных вагонах. Народ наш придумывал и другие способы доставки, вспомните Шишкова "Угрюм-реку". Там огромного осетра везли на возу постоянно под "хмельком".         Но все-таки основная масса рыбы продавалась соленой, вяленой и сушеной. Тут, наверное, уже многие помнят, что очень ценилась селедка посола Соловецкого монастыря. Многие пытались узнать секрет посола, но он так и неизвестен, успокоились на том, что монахи солили рыбу живьем и укладывали только плашмя. Сильно это влияло на вкус или нет, не знаю (Соловецкую селедку не ел), но в Якутии (южной), когда солят на зиму, хариуса живьем бросают в тузлук. Рыба просаливается быстрее, но большого изменения вкуса я не заметил.         В России рыбный стол всегда был обильным и очень разнообразным. Посмотрите, что подавалось на Руси на пирах. Сначала подавали кислую капусту с селедкой, рядом ставилась икра, причем делилась она так: белая - свежепосоленная, красная - малопросоленная, черная - крепкого посола. Наибольшее распространение имела икра осетровая, белужья, севрюжья, стерляжья, щучья и линевая (вот уж никак не мог подумать про последнюю). Подавали икру с перцем, с изрубленным луком с растительным маслом. К икре ставили балыки (по старинному "спинки") и провисную рыбу (это слабовяленая). Все это дополняла ботвинья (суп такой).         Затем на стол подавали паровую рыбу, затем жаренную и только после этого шла уха. Уж про русскую уху можно написать огромный роман, видов ухи очень много, а уж раньше ее умели готовить. Представьте подали сборную уху, к ней калья из стерляди с огурцами, к каждой ухе шло свое тельное (тесто из рыбной мякоти с приправой, запеченное в форме фигурок). Ко всему этому обязательно подавали пироги и пирожки с рыбной начинкой.       Однако и это еще не все. После ухи лакомились присольным, то есть свежей и соленой рыбой в рассоле (огуречном, свекольном сливовом и т.д.) и обязательно со "зваром" (это такие русские соусы с хреном, чесноком, горчицей). К этим блюдам тоже полагались пироги, но уже не подовые (печеные), а пряженые (жареные). Откушав все это баловались раками.      Много еще можно написать про русскую рыбную кухню, но это уже материал целого расследования. А я каждый раз поражаюсь, насколько велика и самобытна русская кухня, умел народ побаловать себя явствами.

Copyright © 2008 TyTkleva.net (ТуТКЛЁВА.net)Немного истории про рыбу...

sega1949.mirtesen.ru

О рыбах пресноводных. Рассказ о жизни рыб

О рыбах пресноводных

Жизнь речных и озерных рыб подчинена тем же общим законам, что и жизнь морских рыб.

Большое количество пресноводных рыб обитает в прибрежных местах, где много корма, где имеются удобные нерестилища. В летний солнечный день хорошо видно, как снуют у берега мальки всевозможных рыб. Стада рыбок то опускаются ко дну, то всплывают к поверхности и даже выпрыгивают из воды, то снова падают вниз. Тут и уклейки кружатся хороводом, и щурята стремительно проносятся, здесь и плотички, и мальки окуня. У рыб каждого вида свои характерные движения. Наблюдательный глаз любителя рыб так же безошибочно узнаёт рыб по движению, как охотник – птиц по полету.

Таблица 4. Пресноводные промысловые рыбы:

1 – язь; 2 – хармус; 3 – лещ; 4 – окунь; 5 – судак

В прибрежных участках пресных водоемов проводят большую часть жизни многие промысловые и непромысловые рыбы, не очень требовательные к чистоте воды и содержанию кислорода, – щука, плотва, линь, карась. Тут же и подальше от берега держатся лещ, язь, окунь, сиг. Еще дальше – судак, лосось, палия, сом. Некоторые из пресноводных рыб изображены на цветной таблице 4.

Мелкие озера и озерки заселены щукой, плотвой, ершом, вьюном. В ручьях водятся ручьевая форель, усатый голец, щиповка. Хотя в пресных водоемах видов рыб несравненно меньше, чем в морских, в больших озерах (Ладожское и Онежское) число видов и разновидностей рыб достигает нескольких десятков. Но есть озера, в которых число видов ничтожно, всего 2–3 (обычно щука, плотва, окунь). Так что и пресноводные рыбы разборчивы в выборе своих мест обитания.

Самая существенная роль в распределении рыб принадлежит кислороду: чем больше его в воде, тем разнообразнее видовой состав рыб. В водоемах, слабо насыщенных кислородом, видовой состав чрезвычайно обеднен. В очень жаркое лето и в морозные зимы рыбы в таких водоемах вымирают от удушья.

В глубоких озерах размещение рыб сходно с размещением их в морях. В глубочайшем озере Байкал (глубина его 1741 метр) водится маленькая (длиною до 20 сантиметров) рыбка под названием длиннокрылая широколобка. Этот бычок, подобно морским ликодам, может жить на разных глубинах. Летом он держится на глубинах от 150 до 1000 метров, осенью – от 100 до 200 метров, зимой – от 50 до 200 метров, а к весне подходит к берегам.

В том же Байкале есть и другая разноглубинная рыба – голомянка. Она встречается и у самой поверхности и на глубине 1000 метров. Хотя обе рыбы – длиннокрылая широколобка и голомянка – являются разно-глубинными, внешне они сильно отличаются друг от друга. У широколобки очень большие глаза, у голомянки – очень маленькие; широколобка окрашена преимущественно в темноватые тона, голомянка – бесцветная, прозрачная; широколобка размножается откладыванием икры, голомянка – живородящая рыба.

В больших пресных озерах, имеющих глубины более 100–200 метров (Онежское и Ладожское), есть рыбы, которые по отношению к этим озерам считаются глубоководными. В Ладоге на больших глубинах (свыше 200 метров) держится ямный, или валаамский, сиг. В южной части озера валаамский сиг встречается чрезвычайно редко. Местонахождение сига определяется, видимо, не столько глубинами, сколько температурой воды: для сига предпочтительнее прохладные температуры. При быстром извлечении ямного сига на поверхность (при лове сетями) передняя часть его брюшка вздувается. За эту особенность ямного сига называют зобатым сигом. Нет сомнения, что, когда «зобатый» сиг находится в естественных условиях, на глубине, у него нет зоба. Зоб образуется при быстром расширении содержащегося в рыбе воздуха, когда ослабевает наружное давление. Подобное явление в той или иной степени наблюдается и у других рыб, поднятых из глубоких мест (у судака, например, бывают довольно сильно выпучены глаза).

Пресноводные рыбы по-разному реагируют на содержание в воде кислорода, на соленость, температуру и свет.

Очень требовательны к насыщению воды кислородом лосось, палия, сиг, ряпушка, судак, осетровые. Лосось и палия водятся главным образом в чистых, богатых кислородом водах. Сиги более требовательны к содержанию в воде кислорода, чем ряпушка: есть много озер, где имеется ряпушка, но нет сигов.

Карась и линь могут жить в почти бескислородных водоемах – в заболоченных озерах, караси – в промерзающих мелких сельских прудах. Ерш, который вообще любит чистые и проточные воды, переносит пребывание зимой в озерах с очень ограниченным количеством кислорода. На мелких ершовых озерах зимой ловят ерша в прорубях. Рыбы поднимаются к поверхности (поближе к воздуху), и в прорубях их вылавливают сачками без особого труда.

Карповые являются пресноводными рыбами, но представитель этого семейства угай – рыба длиной до 50 сантиметров, похожая на ельца, – водится в прибрежных участках Японского моря и иногда встречается довольно далеко от берегов. Для икрометания угай входит в реки, но потом снова направляется на главное место своего жительства – в море. Поскольку угай в пресных водах бывает временно, его можно было бы причислить к морским рыбам. Других «морских» карповых рыб мы не знаем.

Сазана, воблу, которые на нерест идут из Каспийского, Аральского и других морей в пресные воды, морскими рыбами не считают, потому что они в морях живут в сильно опресненных местах; кроме того, эти же рыбы могут всю жизнь проводить в реках и озерах.

Белуги, осетры, севрюги могут жить и в пресной и в соленой воде, но в морской воде их икра не развивается. Этих рыб относят к пресноводным или к разноводным рыбам.

Стерлядь и лопатоносы всю жизнь проводят в пресной воде, они чисто пресноводные рыбы.

Рыбы по-своему реагируют и на температуру воды. Большинство пресноводных карповых рыб приспособлено жить при летней температуре воды выше 10°. Там, где летом в период нереста температура ниже 10°, карповых мало или совсем нет. Вот почему их так много в южных водоемах и так мало в северных. Севернее Карелии лещ уже не встречается.

Даже в одном и том же водоеме распределение рыб зависит от температуры воды. Водящаяся в южной половине Ладоги ладожская сырть (рыбец) почти не встречается в северной половине озера, а палия – предмет промысла в северной Ладоге – редкость в южной половине озера.

Большая группа рыб относится к холодолюбивым – нельма, палия, многие сиги, налим и др. Относительно налима определенно известно, что в летнюю жару в прогреваемых водоемах он прячется под камни, а в холодную погоду выходит из своих укрытий. Упомянутая выше даллия обладает изумительной способностью переносить не только холод, но и промерзание водоема. После таяния льда даллия оживает. Эта рыба переносит мороз более 40°. Такое временное безжизненное (анабиотическое) состояние могут переносить и некоторые другие рыбы.

Пресноводные рыбы чувствительны и к свету. Мальки лососей энергично прячутся от света в россыпях камней и камешков. Мальки плотвы, наоборот, снуют в местах освещенных и солнечных. Миноги любят темноту.

Некоторые рыбы приспособились жить в горячих источниках и в подземных водах. Один американский ученый описал рыбу, которая живет в источниках Калифорнии при температуре воды выше 52°. В такой воде невозможно держать руку сколько-нибудь продолжительное время. При этой температуре начинает свертываться белок, то есть разрушаются клетки тела рыбы. Некоторые ученые предполагают, что в организме рыб, живущих в горячих источниках, имеется какой-либо жаропонижающий аппарат. Известно, что у обычных рыб при температуре свыше 30 градусов нарушается деятельность сердца.

Рыбы обнаружены также в пещерных водах, в артезианских колодцах. Пребывание в полной темноте вызвало у пещерных рыб изменения в зрительном органе. Многие пещерные рыбы утратили зрение, у них даже незаметны глаза. Да и зачем они им? Пещерные рыбы – малых размеров. Так, амблиопс имеет длину 13 сантиметров, есть рыбки длиной всего 4,5 сантиметра. В артезианских колодцах найдены сомики на глубине более 1000 метров.

Среди пещерных и колодезных рыб встречаются родственные и морским и пресноводным рыбам. Следовательно, заселение водоемов, в которых они обитают, происходит как со стороны моря, так и со стороны пресноводных бассейнов.

У жителей озерного края издавна распространено мнение, что рыбы могут переселяться из одного озера в другое подземными путями, которые с поверхности вовсе незаметны. Говорят, что в Карелии наблюдается такое явление: рыбы (обычно в этих случаях указывается окунь), пропавшие в одном озере, иногда появляются в другом.

Любопытно, что окуни долго остаются живыми даже при обсыхании озер, когда водного зеркала нет, а сохраняется лишь сырой белый (сфагновый) мох. Кому приходилось много ходить по таким болотам, мог видеть, как в выдавленной сапогом грязной ямке невесть откуда появляется маленький окунь, обычно темного цвета. Чем питается эта рыбка? Как пережила она зимний мороз? Очевидно, потребности такого окуня совсем иные, чем обычных окуней.

Болота, в которых встречаются окуни, часто ни притоков, ни истоков не имеют. Сохраняющиеся в них окуни (возможно, здесь есть и другие рыбы) оживают только весной и осенью, когда влажность болота значительно повышается.

Небезынтересно заняться этими жителями сфагновых болот.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

bio.wikireading.ru

Примерный рассказ о рыбе

Поиск Лекций

Карась — нехищная рыба. Тело у него вытянутое, сплюснутое с боков; имеются грудные, спинные и хвостовые плавники; рот у него маленький, дышит жабрами. Покрыт чешуёй незаметной серой окраски, под цвет дна, коряг. Карась целыми днями ищет себе корм на дне водоёмов, вытаскивает из песка червяков, ло­вит водяных жучков, дафний, а в зарослях растений ощипывает мелкие листочки. Его враг — щука, она подкарауливает добычу в укрытии, поэтому карась всегда настороже. Благодаря своему узкому те­лу он может мгновенно вильнуть хвостом, изогнуться всем туловищем и тут же скрыться. Зимой он зарывается в песок и спит. К весне просыпает­ся и плывёт в облюбованное им место метать икру.

Люди едят жареную, солёную, копчёную и варёную рыбу; рыбный суп называется «уха».

Примерный словарь

Существительные: плавник, жабры, брюшко, чешуя, мальки, икра, ил, коряга, прорубь, пузырьки, засада, рачки — дафнии, укрытие, раковина, клешня.

Глаголы: вильнуть, изогнуться, скрыться, зарыться, ме­тать(икру), нереститься, пятиться, обитать.

Прилагательные: хищный, нехищный, грудной, спин­ной, хвостовой, плоский, выпуклый, сплюснутый, лету­чий, тесный, крупный, укромный.

Наречия: мгновенно, стремительно, судорожно, настороже, вперёд — назад, глубоко — мелко.

Дидактические игры

1.«Владения подводного царя».

2.«Назови рыб».

3.«Хищная — нехищная».

Акула — хищная, сазан — нехищная...

4.«Назови морских животных».

5.«Кто это?»

Пескарь — рыба, бабочка — насекомое...

6.«Назови части тела рыбы».

7.«Чем питаются рыбы?»

8.«Что главное у хищной рыбы?»

9.«От чего зависит внешний вид рыбы?»

10.«Сравни двух рыбок». (На примере пескаря и щуки.)

11.«Назови водоёмы и водные потоки».

12.«Чем различаются?»

Река и озеро, пруд и озеро, река и море... Различаются по величине, течению и вкусу воды.

13.«Зачем нужны водоросли?»

В них рыбы прячутся от хищников, хищники там выслеживают до­бычу, ими питаются рыбы.

14.«Откуда берутся мальки?»

15.«Кто как зимует».

16.«Зачем нужны проруби?»

17.«Почему человек не может жить в воде?»

18.«Как кит дышит под водой?»

19.«Кто меняет цвет?»

20.«Какие морские продукты полезны людям?»

21.«Что на воде, на дне, на берегах?»

На воде — волны, лёд, лодки, корабли, пловцы, плоты; на дне — песок, ил, водоросли; на берегах рек и морей — песок, галька, трава, камыш, осока...

22.«Польза от рек и морей».

Скороговорки и стихи

1.Долго-долго я не знала, где река берёт начало.

Оказалось — в родниках, а бывает — в облаках.

2.Наша речка вьётся и сверкает, как блестящий синий поясок.

В ней водичка тёплая такая и на дне рассыпчатый песок.

3.Рано встали мы, поели, и в реке меж камышей

Щуку мы поймать хотели, а поймали трёх ершей.

4.И зубаста, и тоща, ходит щука вкруг леща.

Хоть ты, щука, и тоща, не видать тебе леща.

5.На мели мы налима ловили, чуть в яму не угодили.

6.Рыбке рак — ни друг, ни враг.

Рыбке вряд ли страшен рак.

Рыбке страшен червячок, что насажен на крючок.

7.На реке поймали рака, из-за рака вышла драка.

Это Толя-забияка снова в реку бросил рака.

8.Краб забрался на трап и заснул крепко краб.

9.Вот ползёт улитка по дорожке, выставляет длинненькие рожки.

На спине её большая хатка; ой, улитка, тяжело, рогатка?

10.Рыбу ловит рыболов, весь в реку уплыл улов.

11.Колюч, а не ёж, не ёжик, а ёрш.

12.Ловят рыбу на рыбалке на крючок,

На котором есть приманка — червячок.

В нашей речке и для раков есть простор: Гору раков приволок речник Егор.

13.Я к реке пришёл чуть свет, а улова нет как нет.

Только я не виноват — слишком много лягушат.

Увидали мой крючок, с шумом в речку прыг да скок!

Рыба сразу наутёк. Что я тут поделать мог?

14.Дождик с утра разошёлся опять.

Дождику с речки меня не прогнать,

Нитки на мне не оставит сухой, но непременно я буду с ухой.

Загадки

1.Летом бежит, зимой спит, весна настала — опять побежала.

2.Течёт, течёт — не вытечет, бежит,

3.Чуть дрожит на ветерке лента на просторе. Узкий кончик — в роднике, а широкий — в море.

4.В тихую погоду нас нет нигде, а ветер подует — бежим по воде.

5.Два братца в воду глядятся, век не сойдутся.

6.В воде она живёт, нет клюва, а клюёт.

7.У родителей и деток вся одежда из монеток.

8.Живёт в воде, колюч, да не ёж.

9.На дне, где тихо и темно, лежит усатое бревно.

10.Кто идёт в баню чёрный, а выходит красный?

11.Под водой живёт народ, ходит задом наперёд.

12.Кто на себе свой домик возит?

13.На окошке нашем пруд, в нём рыбёшки живут. У стеклянных берегов не бывает рыбаков.

14.Через речку лёг, пробежать помог.

Отгадки: 1-3. Река. 4. Волны. 5. Берега. 6, 7. Рыба. 8. Ёрш. 9. Сом. 10, 11. Рак. 12. Улитка. 13. Аквариум. 14. Мост.

 

Пословицы и поговорки

1.Из ручейков образуются речки.

2.На безрыбье и рак — рыба.

3.Рыба мелка, да уха сладка.

4.И рыба, и птица хвостом правят.

5.Глубокая река не мутится.

6.Ловить рыбу в мутной воде.

7.Без труда не вытащишь и рыбку из пруда.

8.Ни рыба, ни мясо.

9.Рыбка ищет, где глубже.

Страна. Город. Улицы

На Земле очень много стран. Наша страна — Россия. Это наша Роди­на, место, где ты родился, где живёшь со своими родителями и друзьями.

В каждой стране есть свой флаг, который по цвету отличается от дру­гих. Наш флаг — триколор — три цвета: белая, синяя и красная полосы. Бе­лый цвет — символ свободы и независимости, синий — цвет неба, символ Богоматери, красный — символ державности. Впервые флаг России был утверждён при Петре I в 1670 году, после революции он был заменён, а 22 августа 1991 года российским снова стал бело-сине-красный флаг.

Символом каждой страны является не только флаг, но и герб. На гербе России изображён двуглавый орёл.

В составе нашей страны много республик, и каждая из них имеет свой флаг и герб. Флаг Республики Северная Осетия — Алания тоже состоит из трёх цветных полос: жёлтая — символ Солнца, красная — символ дружбы, синяя — цвет неба, символ Богоматери. Герб города Владикавказа: на чёрном щите — серебряная перевязь, в перевязи справа — императорский штандарт на золотом древке (штандарт — полковое знамя кавалерии в цар­ской России). Щит увенчан драгоценной царской короной и окружён зо­лотыми дубовыми листьями, соединёнными александровской лентой.

На гербе города Москвы, столицы нашей Родины, — изображён Свя­той Георгий на коне, поражающий копьём чёрного змия.

Наша Родина огромна, в ней очень много городов, сёл, деревень, рек, озёр, морей и океанов. Самый главный город в стране называется столи­цей. У нас это город Москва, сердце нашей Родины. В центре Красной пло­щади стоит Кремль. Там работают Президент и Правительство Российской Федерации. В Москве есть метро. На подземных электропоездах можно быстро домчаться в любое место города.

В каждой республике тоже есть свой главный город — столица респуб­лики, где работают её Президент и Правительство. В Республике Алания — это город Владикавказ. Здесь дружно живут люди разных национально­стей: осетины и русские, грузины и армяне, ингуши и татары и многие другие. Люди работают на фабриках и заводах, дети учатся в школах, малыши посещают детские сады и ясли. В свободное от работы время жители республики ходят в театры, кинотеатры, детей водят в цирк, ку­кольный театр.

В городе есть магазины: «Детский мир», универмаги, булочные, овощные, молочные, рыбные; аптеки, где продают лекарства; больницы; разные мастерские; парки отдыха и много других учреждений. Если кто-то хочет поехать в другой город, он идёт на вокзал, где покупает билет на по­езд. В некоторых городах, например в Беслане, есть аэропорты, откуда можно улететь в другие города и страны.

В нашем городе много улиц. Они красивые, зелёные, прямые, чистые, широкие. По улицам ходит транспорт: автобусы, троллейбусы, трамваи, маршрутки, такси и другие машины. Та часть дороги, по которой ходит транспорт, называется проезжей частью. Дети, как и взрослые, должны соблюдать правила уличного движения: переходить дорогу толь­ко на зелёный свет. При переходе первой половины проезжей части сле­дует посмотреть налево, а затем — направо. Так можно избежать беды. Пе­шеходы ходят по тротуарам. Здесь тоже надо знать правила поведения: идти следует по правой стороне, так как слева навстречу идут другие пешеходы. Сорить на улицах нельзя, мусор надо бросать в урны. Улицы убирают дворники. Надо уважать труд других людей.

Каждый человек гордится своей Родиной, местом, где он родился, вырос и живёт.

План рассказа о городе, селе

1.Название населённого пункта.

2.Название страны, республики.

3.Флаг и герб страны, республики, города.

4.Промышленные предприятия (фабрики, заводы).

5.Школы, аптеки, магазины, больницы.

6.Транспорт.

7.Правила уличного движения (на тротуаре, при переходе через дорогу, при обходе транспорта).

8.Места отдыха.

Примерный словарь

Существительные: Родина, страна, республика, столица, Красная площадь, Кремль, мавзолей, президент, правительство, вокзал, станция, аэропорт, театр, кинотеатр, спектакль, аптека, фабрика, завод, мостовая, тротуар, перекрёсток, переход, светофор, урна, регулировщик, мили­ционер, дворник, дорога, шоссе, сквер, парк, цветник, клум­ба, фонтан, памятник, Вечный огонь.

Глаголы: продавать, покупать, ездить, летать, плавать, встречать, прово­жать, убирать, подметать, поливать, отдыхать, соблюдать(правила улич­ного движения).

Прилагательные: просторный — тесный, широкий — узкий, чистый — гряз­ный, красивый, зелёный, красный, жёлтый(светофор).

Дидактические игры

1.«Что такое Родина?»

2.«Как иначе называют Родину?»

3.«Как называется наша страна?»

4.«Что такое столица?»

5.«Главный город республики».

6.«Что является символом каждой страны (республики)?»

7.«Опиши флаг (герб) России».

8.«Опиши флаг (герб) республики, города».

9.«Что означают полосы на флаге?»

10.«Как можно найти знакомых в любом городе?»

11.«Назови свой адрес».

12.«Где покупаем?»

Хлеб — в булочной, обувь — в обувном магазине, лекарства — в аптеках.

13.«Как надо переходить дорогу?»

14.«Расскажи о правилах поведения в транспорте, на улице».

15.«Когда бывают чистые улицы?»

16.«Как ты проводишь выходной день?»

17.«Что тебе понравилось в этот выходной? Почему?»

Стихи о Родине

1.Мир — это главное слово на свете.

Мир очень нужен нашей планете.

Мир нужен взрослым, мир нужен детям,

Мир нужен всем!

2.Дружат солнце и весна, дружат звёзды и луна,

Дружат в море корабли, дружат дети всей Земли.

3.Старших всех мы уважаем, слабых мы не обижаем.

Мы гуляем и читаем, на Луну слетать мечтаем.

Будем крепко мы дружить и стране родной служить.

4.Я узнал, что у меня есть огромная родня:

И тропинка, и лесок, в поле — каждый колосок,

Звери, птицы и жуки, муравьи и мотыльки...

Всё, что рядышком со мною, — это всё моё, родное!

Как же мне в краю родном не заботиться о нём?

5.Что такое Россия? Это полная жизни,

Счастья, бодрости, радости, света весна,

Когда дождик прохладный на землю вдруг брызнет,

Когда лес зашумит, отошедший от сна,

Когда ветер траву молодую волнует,

Когда птицы поют снова в нашем краю.

Я Россию свою, мою землю родную,

Словно мать дорогую, очень нежно люблю!

(В. Духанин)

6.У всех есть родина своя, и в жизни не забуду я

Ни рощу, ни поля пшеницы, ни речку, что в лесу струится,

Ведь столько прелести даёт нам соловей, что здесь поёт.

А небо! Что за небеса! России чудная краса!

Где мне найти ещё такую страну прекрасную, родную!

(Н. Яковлева)

7.С чего начинается Родина?

С картинки в твоём букваре...

8.Люблю природу русскую, бескрайние поля,

Люблю леса могучие, крутые берега.

Люблю сады вишнёвые, люблю я синь небес,

И облака пушистые, и жаворонка песнь.

Люблю я реки синие и яркие луга,

Люблю тебя я, русская священная земля!

(Л. Дианова)

9.Где зелёной тучей тополя застилают голубой простор,

С ясным солнцем повстречался я,

С ясным солнцем начал разговор:

— Солнышко, ты в блеске и тепле проплываешь у любых ворот.

Где всего прекрасней на Земле? И какой понравился народ?

— Всякий, — шепчет солнышко,— хорош!

— Не могу обидеть никого.

— А где ты родился и растёшь, там, дружок, прекраснее всего!

— Горы, море или ширь полей... Родина! Она всего милей!

(В. Приходько)

Стихи о городе

1.Перед вами страница ночная, столица окутана тьмой.

Уходят на отдых трамваи, троллейбусы мчатся домой.

Спешат на ночлег пешеходы.

Нигде не увидишь ребят.

И только вокзалы, заводы, часы и машины не спят.

Скользят огоньки по аллее, спускаясь с московских холмов,

И с каждой минутой тусклее бессчётные окна домов.

(С. Маршак)

2.Сегодня к нам издалека приплыли в город облака,

И города не стало — куда-то всё пропало.

Исчезли люди и дома, исчезли магазины,

Исчезла улица сама, трамваи и машины.

И рядом с тротуарами, отдельно от машин,

Гуляют фары парами, и слышен шорох шин.

Вместо ярких фонарей голубые пятна.

Отдавай, туман, скорей улицу обратно!

(Л. Яхнин)

3.Очень, очень осторожно через улицу иди,

И налево, и направо непременно погляди!

4.Три цвета есть у светофора, они понятны для шофёра:

Красный свет — проезда нет.

Жёлтый — будь готов к пути. А зелёный свет — кати!

Загадки

1.Сквозь поля и сквозь леса вьётся синяя коса.

Вся родная сторона в эту косу вплетена.

2.На тарелке колобок, золотой румяный бок.

А тарелка голубая — не видать конца и края.

3.Шагаешь — впереди лежит, оглянешься — домой бежит.

4.Кто в году четыре раза переодевается?

Отгадки: 1. Речка. 2. Небо и солнце. 3. Дорога. 4. Земля.

Пословицы и поговорки

1.Человек без Родины, что соловей без песни.

2.Рыбам — море, птицам — воздух, а человеку — Родина.

3.Всякому мила своя сторона.

4.На чужбине жить — слёзы лить.

5.Родимая сторона — мать, чужая — мачеха.

6.Своя земля и в горсти мила.

7.На чужой сторонушке рад своей воронушке.

8.Как зверя ни корми, а он всё в лес смотрит.

9.И конь на свою сторону рвётся.

10. И корова знает своё стадо.

Школа

Нет ни одного человека, который не ходил бы в своё время в школу. Именно там дети учатся читать, писать, решать задачи и многому другому. Для более успешного обучения в школе необходимо, чтобы ребёнок ещё в дошкольном возрасте научился внимательно слушать, наблюдать, запоми­нать, логически мыслить. Всему этому малыши учатся в детском саду или дома у своих родителей. С самого раннего детства ребёнку следует при­вивать любовь к книгам, знаниям. Недаром говорят: «Кто много читает, тот много знает».

Примерный словарь

Существительные: класс, парта, доска, мел, портфель, ранец, прописи, учебник, тетрадь(в клетку, в линейку), пенал, закладка, задание, дежурный, дисциплина,

отличник.

Глаголы: спрашивать, отвечать, поднимать(руку), обер­нуть(книгу, тетради), выходить(к доске), приветство­вать, дежурить, готовить(уроки), ставить(оценку).Прилагательные: учебный, косая(линейка), домашнее(задание), вежливый, внимательный, аккуратный, настойчивый, рассеянный, собранный, трудо­любивый.

Дидактические игры

1.«Чем отличается первое сентября от других дней?»

2.«В каком возрасте дети идут в школу?»

3.«С кем они знакомятся в первый день?»

4.«Где сидят ученики в школе?»

5.«Как называется комната для учащихся?»

6.«Что дети берут с собой в школу?»

7.«Что лежит в портфеле (в ранце)?»

8.«Что делают ученики при входе учителя в класс?»

9.«Почему дети встают?»

10.«Что нужно, чтобы писать?»

11.«Что нужно, чтобы рисовать?»

12.«Назови основные цвета карандашей».

13.«Какие цвета ты ещё знаешь?»

14.«Что ты знаешь ещё такого же цвета?»

poisk-ru.ru

Детские истории об аквариумных рыбках

Два телескопика

ТелескопВ моём аквариуме жили два телескопа. Были они чёрные, бархатные, с большими плавниками. Однажды один из них, самый большой, заболел. Он покрылся белыми пятнышками, перестал играть и плавать. Больной телескоп лежал в углу аквариума и всё больше дремал.

Его друг плавал один. Часто ему становилось одиноко, и он будил спящего товарища. Но тот недолго играл с ним, стараясь забиться в уголок и отдохнуть.

Мне было так грустно смотреть на них. Здоровый телескоп пытался хоть как-то расшевелить спящего. Он прижимался к нему бочком, касался плавниками. Было видно, что он переживает за больного.

Потом мама поместила телескопов в раствор с лекарством. Они некоторое время мирно плавали в нём. Но больного телескопа спасти не удалось. У меня остался только один.

Телескопик и по сей день плавает один. Вначале ему было тяжело, но потом он опять начал играть с камушками и весело плавать по аквариуму. Его красивые большие глазки смотрят на меня, когда я просыпаюсь.

Меченосики

МеченосецМеченосцы – подвижные рыбки. Они так весело резвятся по аквариуму! Играют в догонялки. Они бывают рыжими как солнышко, а бывают с чёрными полосками посередине.

Рыбки они небольшие, но шустрые. Весело так торпедируют взад-вперёд. Мальчишки-меченосцы вечно задираются и дразнятся. Они любят гонять друг дружку, показывая острый меч на хвосте. А ещё они умеют плыть назад, не разворачиваясь при этом. Это выглядит так угрожающе!

Меченосики собираются стайкой, если чего-то опасаются, и стоят настороже в ожидании нападения. Но стоит только запустить сачок в аквариум, как они бегут врассыпную.

Ночью меченосцы любят выпрыгивать из аквариума. Слышится только «бульк-бульк». Поэтому мой аквариум наполнен водой не до самого края. А вдруг меченосик скакнёт так, что останется за пределами своего жилища? Поэтому я оставляю им свободное место над поверхностью воды, заполняя аквариум не полностью. 

Моллинезьки

МоллинезииНедавно в моём аквариуме обосновались чёрные моллинезии с красивыми глазами-бусинками. Их хвостики-вилочки то и дело мелькали перед глазами и били по поверхности воды, вызывая десятки радужных брызг. Чёрные рыбки то прятались в камушках, мирно отдыхая от вечной беготни, то играли друг с другом, щипая за чернущие хвостики.

Я и не подозревала, что моллинезии так бывают дружны между собой. Они прогуливались парами, едва прикасаясь к поверхности аквариума, словно по подиуму курсируя взад-вперёд. Эти маленькие жизнерадостные рыбки, несмотря на чёрную окраску, доставляли порой мне много радости, блестя бусинками-глазёнками, размахивая передними плавничками. Они будто приглашали прогуляться под глубиной водной глади вместе с ними.

Гуппяшки

ГуппиГуппяшки – маленькие озорники. Точнее гуппята-мальчишки. Ну и любят они похулиганить! Девчонки мирно плавают в сторонке, а красавцы-гуппи размахивают перед ними своими большущими радужными хвостами.

Вот и придираются друг к дружке, устраивая гладиаторские бои с гонками наперевес. И всё больше красуются. Разворачиваются, смотрят подолгу на объект ухаживаний. Если что-то пошло не так, то сразу бросаются в драку, плывя за соперником на всех парусах.

И всё же гуппи – мирные рыбки. Они любят своих деток, не трогают их. Детки у них совсем крохотные с большущими глазами и малюсенькими хвостиками. Сразу трудно определить, кто из них мальчик, а кто – девочка. Только с возрастом хвостовой плавник начинает менять цвет и форму. Но по поведению практически безошибочно можно сделать вывод, что растёт будущий мальчик-гуппи: он непоседлив, любит поиграть в догонялки, придирчив. Вот такой вот озорной малёк!

Автор: Ольга и Юлия Раенко

 

www.ozeroskazok.com

рассказ о рыбе 3б класс

Мир рыб отличается огромнейшим разнообразием видов. Только в водах Советского Союза насчитывается 1400 видов рыб, всего же на земном шаре их известно более 20 000. Приспособляемость рыб к различным условиям жизни изумительна. Благодаря этому они сумели заселить моря и океаны, реки и озера, пруды и ручейки и даже подземные воды.

Плавники служат для рыб своеобразными веслами, но есть рыбы без грудных и брюшных плавников (мурена). Плавательный пузырь помогает рыбам держаться на нужной глубине, однако известны некоторые рыбы (акулы), не имеющие плавательного пузыря. Есть рыбы (из пещерных), у которых отсутствуют глаза: они им и не нужны в условиях вечной темноты. Органом дыхания рыб служат жабры, у двоякодышащих же рыб эту функцию может выполнять видоизмененный плавательный пузырь.

Все эти оригинальные приспособления к условиям жизни появились в процессе длительного эволюционного развития видов. Глубочайшее по смыслу учение об эволюционном развитии животных на примере рыб подтверждается очень наглядно. Разумеется, наблюдения над отдельными рыбами не позволяют представить себе стройную систему развития класса рыб, но они дают возможность понять, что существующий животный мир сформировался в результате сложных изменений и превращений, связанных с изменением условий жизни. Среди рыб мы найдем множество доказательств, подтверждающих эту истину. Одни виды рыб уже пережили свой расцвет и идут к угасанию, другие находятся в стадии расцвета. Большинство видов рыб, в частности сельди, отличаются высокой изменчивостью, но есть и виды, мало изменчивые, устойчивые (например, меч-рыба).

Наблюдения над местными рыбами не только углубляют наши знания биологии этой группы животных, но и помогают лучше изучить природу родного края, жизнь его водоемов. Где вода – там и рыбы, играющие большую роль в хозяйственной деятельности человека. Изучение жизни рыб раскрывает перед нами страницы чудесной книги, написанной самой природой. В поверхностных и глубинных слоях земли можно обнаружить кости, окаменелости и отпечатки рыб, рассказывающие о жизни далеких и близких предков современных рыб. По этим остаткам ученые определяют не только виды рыб, их возраст, темп роста, но и выясняют климатические условия, которые были в изучаемом районе десятки тысяч лет тому назад.

Несомненный интерес представляет и изучение рыбацкого словаря. Задумываясь над названиями рыб, можно открыть для себя много нового, любопытного. Даже у одного и того же народа одна и та же рыба часто называется по-разному, и, вероятно, каждое название первоначально было дано с большим смыслом. Есть рыба подуст. Хорошее и понятное русское название: рыба имеет рот (уста) на поду (то есть внизу). А вот название карась не так просто понять: то ли это красивая, то ли красная рыба, но красивых и красных (золотистых) рыб много. Казахи карася называют «табан-балык», что в переводе означает лапоть-рыба. Сазана и русские и казахи называют одинаково. Родина этой рыбы на юге, оттуда и пришло к нам ее название. «Саз» по-казахски – ил, грязь, «ан» – животное. Таким образом, сазан – животное, обитающее в водоемах с илистым дном.

Многие рыбаки обладают удивительным знанием водоемов и заселяющих их рыб. Вековой опыт научил рыбаков безошибочно определять время нереста тех или иных пород рыб, без карты указывать глубины водоемов. Надо больше прислушиваться к мнению старых рыбаков. Их знания могут оказать неоценимую помощь и рыбному хозяйству и науке о жизни рыб – ихтиологии.

Мне вспоминается такой факт. В 20-х годах при строительстве Волховской гидроэлектростанции инженеры и ихтиологи горячо обсуждали вопрос об устройстве в волховской плотине рыбохода. Как-то мы показали один из чертежей рыбохода волховским рыбакам, которые были кровно заинтересованы в сохранении стада волховского сига. Познакомившись с проектом устройства рыбоходных лестниц и бассейнов для отдыха сига, один старый рыбак сказал: «Нет, наш сиг по этим лесенкам не пойдет». Но к его словам отнеслись недоверчиво. Рыбоход построили, а сиг им не пользуется, ни лесенками, ни бассейнами для отдыха. Значит, рыбоход был построен неправильно.

Современное состояние рыбного промысла таково, что наиболее ценные рыбы (лососевые, осетровые и др.) количественно сильно уменьшились. Требуются серьезные меры по поднятию их запасов. Охрана особо ценных пород рыб – почетный долг каждого советского гражданина. Чтобы сохранить и увеличить рыбные запасы в наших водоемах, нужно хорошо знать важнейшие особенности биологии (или жизни) рыб.

znanija.com

рыба | Детский час

Ёрш – небольшая, пресноводная рыба с колючими плавниками.

Ерш бы в ухе, да лещ в пироге.

И костлявы ерши — да уха с ерша куда как хороша.

Читать далее →

Щука — широко распространенная хищная, пресноводная рыба, принадлежащая семейству щуковых.

Как щука не остра, а не возьмёт ерша с хвоста.

Не поймал карася, поймаешь щуку.

По щучьему велению, о моему хотению.

Читать далее →

Карась – непритязательная, неприхотливая рыба, принадлежащая к семейству карповых.

Карасева ушица — гостиная еда.

Карасева ушица да гороховая лапшица — гостиная еда.

На то щука, чтоб карась не дремал.

Читать далее →

В водном царстве, в морском государстве жила-была рыбка. Вернее, в этом царстве жило много рыб. Но одна из них была особенной…

Читать сказку

Рыба мелка, да ушка сладка.

Рыба — в воде, а ягода — в траве.

В воде рыбы много – всей не выловишь.

Читать далее →

Викторина "Морские обитатели" (с ответами)Сегодня мы поговорим с вами об удивительных живых существах — обитателях морских глубин. Конечно, лучший способ познакомиться с некоторыми из них — это отправиться в путешествие. Но не всегда показываются нам морские жители, да и обитают они на разных континентах, и в разных морских пучинах. А насколько хорошо мы их знаем?

Викторина «Морские обитатели» состоит из 15 вопросов. На все вопросы даны ответы.

Читать далее →

Стихи про рыб интересны и поучительны. В них много полезной и нужной информации. Стихи про рыб, конечно же, желательно читать детям. В этих стихах подмечены любопытные особенности представителей класса рыб. Дети любят стихи, они с ними «на ты». Благодаря стихам (рифмованному материалу) ребята усваивают и запоминают информацию лучше.

Читать стихи

«Летний пейзаж с рыбаком» Художник Е.Е.Волков

Ранним летним утром наш путь лежит на рыбалку. Солнце только-только встаёт из-за горизонта, и природа еще дремлет. В низменных местах расстилается молочно-белый туман. Первая пчелка тихонечко жужжит в теплом воздухе притихшего утра. Скоро к ней присоединятся другие. По узкой тропинке среди темно-зеленых зарослей кустарников пробираемся к небольшой речонке. Читать далее →

Камбала – удивительная рыба. Глаза у неё расположены на одной стороне. Лежит тихо на дне моря, подстерегая добычу. И какой фон дна моря – такого цвета и камбала. На белом песке – она светлая, на тёмном галечнике – пятнистая. Помещали камбалу в аквариум, дно которого было чёрным, белым или имело вид шахматной доски. И всякий раз цвет камбалы менялся. А на фоне шахматной доски на теле рыбы проступал рисунок, соответствующий чёрным и белым квадратикам.

Читать далее →

somВ природе есть группа животных, которых мы называем «живыми электростанциями».

Животные очень чувствительны к электрическому току. Даже незначительной силы ток для многих из них смертелен. Лошади погибают даже от сравнительно слабого напряжения в 50-60 вольт. А есть животные, которые не только обладают высокой устойчивостью к электрическому току, но и сами вырабатывают ток в своём теле. Это рыбы – электрические угри, скаты, и сомы. Настоящие живые электростанции!

Читать далее →

detskiychas.ru


Смотрите также

 

..:::Новинки:::..

Windows Commander 5.11 Свежая версия.

Новая версия
IrfanView 3.75 (рус)

Обновление текстового редактора TextEd, уже 1.75a

System mechanic 3.7f
Новая версия

Обновление плагинов для WC, смотрим :-)

Весь Winamp
Посетите новый сайт.

WinRaR 3.00
Релиз уже здесь

PowerDesk 4.0 free
Просто - напросто сильный upgrade проводника.

..:::Счетчики:::..