www.sobor26.ru

СИМВОЛЫ ГОСПОДА БОГА НАШЕГО ИИСУСА ХРИСТА

33-3РЫБА. В Новом Завете символика рыбы связывается с проповедью; бывших рыбаков, ставших апостолами, Христос называет«ловцами человеков» (Мф.4,19), а Царствие Небесное уподобляет «неводу, закинутому в море и захватившему рыб всякого рода»(Мф.13,47). В первые века христианства люди носили на шее стеклянных, перламутровых или каменных рыбок. Очевидно, символ Рыбы был знаком, по которому ранние христиане находили и распознавали друг друга, — особенно во времена гонений. Нацарапанный на стене, на полу рыночной площади или возле фонтана, в местах скопления людей, он позволял странствующим христианам узнавать о том, где собираются их братья по вере. Рыба с монетой во рту —символ чуда, совершённого Иисусом Христом.

В греческом слове ICHTHYS (рыба) христиане древней Церкви увидели таинственный акростих, составленный из первых букв предложения, выражающего исповедание христианской веры: Jesous Christos Theou Yios Soter – Иисус Христос, Сын Божий, Спаситель. «Если первые буквы этих греческих слов соединить вместе, то получится слово ICHTHYS, то есть «рыба». Под именем рыбы таинственно разумеется Христос, потому что в бездне настоящей смертности, как бы в глубине вод, Он мог оставаться живым, то есть безгрешным» (блж.Августин). Также сознание учеников Спасителя находило опору для такого понимания в Святом Евангелии. Господь говорит: «Есть ли между вами такой человек, который, когда сын его попросит у него хлеба, подал бы ему камень? и когда попросит рыбы, подал бы ему змею?» (Мф.7,9—10). Символика ясна: рыба указывает на Христа, а змея — на диавола. При насыщении более четырёх тысяч человек Господь творит чудо умножения хлеба и рыбы: «И, взяв семь хлебов и рыбы, воздал благодарение, преломил и дал ученикам Своим, а ученики народу. И ели все и насытились» (Мф.15,36—37). При другом чуде насыщения народа было пять хлебов и две рыбы (Мф.14,17—21).

АГНЕЦ — символ Христа, который жертвуется для нас. Про него пророк Исаия говорит: «Словно 33-4агнец, которого ведут на заклание, словно немая овца перед стригущими, не открывал уст Своих» (Ис.53,7). Поэтому св.Иоанн Предтеча и Креститель Господень называет Спасителя «Агнцем Божиим» (Ин.1,29), как непорочную, чистую жертву (См.также 1Пет.1,19; Откр.5,6; 7,9 и дал.; 12,11; 17,14; 21,23; 22,1). В христианстве Агнец Божий или просто Агнец — название Иисуса Христа как Мессии. Изображение Христа в виде Агнца намекало на тайну Крестной Жертвы. Агн-ца Божьего часто изображают с нимбом, стоящего на небольшом холме, с которого стекают четыре водных потока (Откр.14,1). Холм олицетворяет Церковь Христову, ручьи являются символом четырёх Евангелий, четырёх райских рек, которые своим течением постоянно пополняют на земле паству Церкви Христовой.

Агнец на плечах Доброго Пастыря — символ Божественной радости о пропавшей овце — кающемся грешнике (см.Лк.5,3—7), где раскрывается и пророчество Исаии: «Агнцев будет брать на руки и носить на груди своей» (Ис.40,11). Тут тайна искупления мира во Христе, отношения Бога, «полагающего жизнь свою за овец» (Ин.10,11), к людям. В эпоху, когда христианство было запрещённой религией, Распятие изображалось символически: это мог быть агнец рядом с крестом.

33-5ВИНОГРАДНАЯ ЛОЗА — евангельский образ Христа, единого источника жизни для человека, которую Он подаёт через Причастие. Символ лозы имеет также значение Церкви: её члены — ветви; виноградные грозди, которые нередко клюют птицы, суть символ Причащения — способа жизни во Христе.

Сам Христос называет Себя виноградной лозой, Своего Отца Небесного — Виноградарем, а своих учеников — ветвями: «Я истинная виноградная Лоза, а мой Отец Виноградарь… Как ветвь не может приносить плода сама собою, если не будет на лозе, так и вы, если не будете во Мне. Я есть Лоза, а вы ветви» (Ин.15,1—5). Гроздь винограда в символическом изображении давильни — это был Христос, проливший кровь за людей.

КРЕСТ. Восьмиконечный православный крест наиболее соответствует исторически достоверной форме креста, на котором был распят Христос, как свидетельствуют Тертуллиан, св.Ириней Лионский, св.Иустин Философ и другие. «А когда Христос Господь на плечах Своих носил крест, тогда крест был ещё четырёхконечным; потому что не было ещё на нём ни титла, ни подножия. Не было подножия, потому что ещё не поднят Христос на кресте и воины, не зная, до какого места достанут ноги Христовы, не приделывали подножия, закончив это уже на Голгофе», — писал свт. Димитрий Ростовский. Также не было ещё и титла на кресте до распятия Христа, потому что, как сообщает Евангелие, сначала «распяли Его» (Ин.19,18), а потом только «Пилат написал надпись и поставил на кресте» (Ин.19,19). Именно сначала по жребию поделили «одежды Его» воины, «распявшие же Его» (Мф.27,35), а уж только потом «поставили над головою Его надпись, означающую вину Его: Сей есть Иисус, Царь Иудейский» (Мф.27,37).

В первые века христиане не делали изображений креста. Распятия впервые появляются в V—VI веках, и на древнейших из них Христос изображён живым, в одеждах и увенчанным короной. До IX века включительно Христос изображался на кресте не только живым, воскресшим, но и торжествующим. Терновый венец, раны и кровь, собираемая в чашу, появляются в позднем Средневековье.

mozhblag.prihod.ru

 

Начальная

Windows Commander

Far
WinNavigator
Frigate
Norton Commander
WinNC
Dos Navigator
Servant Salamander
Turbo Browser

Winamp, Skins, Plugins
Необходимые Утилиты
Текстовые редакторы
Юмор

File managers and best utilites

РЫБА: символ Христа. Рыба иисус


Ихтис - это... Что такое Ихтис?

Рыба-Ίχθύς

Ихтис (др.-греч. Ίχθύς — рыба) — древний акроним (монограмма) имени Иисуса Христа, состоящий из начальных букв слов: Ἰησοὺς Χριστὸς Θεoὺ ῾Υιὸς Σωτήρ (Иисус Христос Божий Сын Спаситель).

Часто изображалась аллегорическим образом — в виде рыбы.

Символическое значение

Ίχθύς (мраморная стела, начало III века

Акроним ИХТИС (ΙΧΘΥΣ) построен на использовании следующих букв:

Буква Греческий текст Русский текст Комментарии
Ἰησοὺς Иисус Собственное имя
Χ Χριστóς Христос Мессия, употребление этого эпитета стало одним из обвинений против Иисуса (см. Мф.26:63-66)
Θ Θεοῦ Божий Указывает на происхождение от Бога (ср. Иже от Отца рожденнаго прежде всех век[1]).
Υ Υἱός Сын Исповедание Иисуса как второе лицо Святой Троицы
Σ Σωτήρ Спаситель Показывает миссию Иисуса Христа на земле — «Сын Человеческий пришел взыскать и спасти погибшее» (Лк.19:10)

Таким образом, в этой аббревиатуре в краткой форме выражается исповедание христианской веры.

Евангельская символика

Новый Завет связывает символику рыбы с проповедью учеников Христа, из которых некоторые были рыбаками. Иисус Христос называет своих учеников «ловцами человеков» (Мф.4:19, Мк.1:17), а Царствие Небесное уподобляет «неводу, закинутому в море и захватившего рыб всякого рода» (Мф.13:47).

«Тайная вечеря», фреска XIII в. в пещерной церкви, Каппадокия. Тело Христово в Граале изображено в виде рыбы

Изображение рыбы имеет также евхаристическое значение[2], связанное со следующими трапезами, описанными в Евангелии:

Эти сюжеты нередко изображались в катакомбах, смыкаясь с Тайной Вечерей.

Знак также ассоциировался с Альфой из слов Иисуса Христа: «Я Есмь Альфа и Омега, начало и конец, первый и последний»(Откровение 22:13)

Время возникновения символа

В раннехристианском искусстве изображения Христа были недопустимым сюжетом по причине гонений, поэтому возникают различные символические коды. Изображения акронима ΙΧΘΥΣ или символизирующий его рыбы появляются в римских катакомбах во II веке[3]. О широком употреблении данного символа свидетельствует упоминание о нём у Тертуллиана в начале III века:

Мы маленькие рыбки, ведомые нашим ikhthus, мы рождаемся в воде и можем спастись не иначе, как пребывая в воде[4].

Ихтис как тайный опознавательный знак

 — А что она чертила на песке? Не имя ли Амура, не сердце ли, пронзенное стрелой, или что другое, из чего ты мог бы понять, что сатиры уже нашептывали этой нимфе на ухо некие тайны жизни? Как можно было не посмотреть на эти знаки!  — Я надел тогу раньше, чем ты думаешь, — сказал Виниций. — Пока не прибежал маленький Авл, я внимательно рассматривал эти знаки. Я ведь знаю, что и в Греции и в Риме девушки часто чертят на песке признания, которые отказываются произнести их уста. Но угадай, что она начертила?  — Если что другое, я, пожалуй, не угадаю.  — Рыбу.

— Генрих Сенкевич. «Камо грядеши» [5]

Особенности изображения символа

Ίχθύς Раннехристианская надпись, Эфес
  • Монограмма без каких-либо рисунков;
  • Рыба (с монограммой ΙΧΘΥΣ и без неё) — может изображаться символично;
  • Рыба, несущая на спине корзину с хлебами и бутылью вина, — символ Христа несущего причастие;
  • Дельфин — символизирует Христа, как проводника через хаос и гибельные пучины. Дельфин с якорем или кораблём олицетворяет церковь, а пронзенный трезубцем или прикованный к якорю дельфин — это Христос распятый на кресте[6].

В настоящее время

В конце XX века ихтис стал популярным символом среди протестантов в разных странах. Такую наклейку они размещают на автомобилях. Противники креационизма стали пародировать это знак, наклеивая на свои машины знак рыбы со словом «Дарвин» и маленькими ножками.[7]

Примечания

dic.academic.ru

Статьи -РЫБА: символ Христа

Как известно, в Римской империи в первые века Церковь подвергалась жестоким гонениям. В этих условиях нельзя было не только открыто исповедывать себя христианином, но и создавать изображения, напрямую рассказывающие о вере. Поэтому в раннехристианском изобразительном искусстве появились различные символические изображения. Они были своего рода тайнописью, по которой единоверцы могли опознавать друг друга. Пример подобной тайнописи приводит польский писатель Генрик Сенкевич в своей замечательной книге «Камо грядеши». Роман начинается с того, что один знатный римлянин влюбился в молодую красивую девушку, оказавшуюся христианкой. И вот он рассказывает, как застал эту девушку что-то  чертящей на песке:

– А что она чертила на песке? Не имя ли Амура, не сердце ли, пронзенное стрелой, или что другое, из чего ты мог бы понять, что сатиры уже нашептывали этой нимфе на ухо некие тайны жизни? Как можно было не посмотреть на эти знаки!

– Я надел тогу раньше, чем ты думаешь, — сказал Виниций. — Пока не прибежал маленький Авл, я внимательно рассматривал эти знаки. Я ведь знаю, что и в Греции и в Риме девушки часто чертят на песке признания, которые отказываются произнести их уста. Но угадай, что она начертила?

– Если что другое, я, пожалуй, не угадаю.

– Рыбу.

Девушка была христианка, и этот рисунок она начертила неслучайно. Действительно, рыба – один из самых распространенных рисунков в раннехристианской живопписи. И символизировала она не кого-нибудь, а самого Господа Иисуса Христа. А причина этого – древнегреческий язык. Дело в том, что по древнегречески рыба ? ????? (ihthys). Христиане увидели в этом слове своего рода акростих (стихотворение, в котором первые буквы каждой строки составляют осмысленный текст), расказывающий о Христе. Каждая буква «древнегреческой рыбы» была для них соответственно первой буквой других, очень важных слов, выражающих исповедание христианской веры:?????? ??????? J??? U??? S????. С древнегреческого на русский это переводится так: Иисус Христос Сын Божий Спаситель. Т.е. древние читали древнегреческое слово ????? (рыба) как аббревиатуру этой фразы.

Вообще в Новом Завете часто используется символика рыбы. Например, Господь говорит: «Есть ли между вами такой человек, который, когда сын его попросит у него хлеба, подал бы ему камень? и когда попросит рыбы, подал бы ему змею? Итак если вы, будучи злы, умеете даяния благие давать детям вашим, тем более Отец ваш Небесный даст блага просящим у Него» (Мф. 7: 9–11). Как считают многие толкователи Священного Писания, образ рыбы здесь символизирует Христа как истинный Хлеб Жизни, а змея символизирует диавола. Поэтому, например, иногда рыбу в раннехристианской живописи рисовали вместе с корзинами, наполненными хлебами и вином. Т.е., этот образ имел евхаристическое значение.

Также Христос насыщает множество народа, взяв семь хлебов и «немного рыбок»: «И, взяв семь хлебов и рыбы, воздал благодарение, преломил и дал ученикам Своим, а ученики народу. И ели все и насытились» (Мф. 15: 36–37). При другом таком же чуде было пять хлебов и две рыбы (см.: Мф. 14: 17–21).

Кроме того, Христос называет апостолов, бывших рыбаков, «ловцами человеков» (Мф 4:19; Мк 1:17), а Царствие Небесное – «неводом, закинутым в море и захватившим рыб всякого рода» (Мф 13:47).

Интересно еще и то, что Отцы Церкви сравнивали с рыбой и самих христиан, последовавших за Спасителем в «воду вечной жизни». Вот что, например, писал раннехристианский писатель Тертуллиан (II-III в. после Р.Х.): «Животворно таинство нашей воды, ибо, смыв ею грехи вчерашней слепоты, мы освобождаемся для жизни вечной! <…> Мы же, рыбки, вслед за “рыбой“ нашей Иисусом Христом, рождаемся в воде, сохраняем жизнь не иначе, как оставаясь в воде» ( «О крещении». 1.1).

30.03.2012, 2602  просмотра

.

Смотрите также

 

..:::Новинки:::..

Windows Commander 5.11 Свежая версия.

Новая версия
IrfanView 3.75 (рус)

Обновление текстового редактора TextEd, уже 1.75a

System mechanic 3.7f
Новая версия

Обновление плагинов для WC, смотрим :-)

Весь Winamp
Посетите новый сайт.

WinRaR 3.00
Релиз уже здесь

PowerDesk 4.0 free
Просто - напросто сильный upgrade проводника.

..:::Счетчики:::..