Начальная

Windows Commander

Far
WinNavigator
Frigate
Norton Commander
WinNC
Dos Navigator
Servant Salamander
Turbo Browser

Winamp, Skins, Plugins
Необходимые Утилиты
Текстовые редакторы
Юмор

File managers and best utilites

LJ Magazine. Рыба киликия


Киликия — Циклопедия

Киликийская Армения. Финикийские торговые пути.

Килики́я (ивр. קיליקיה, арм. Կիլիկիա, греч. Κιλικία, лат. Cilicia) — историческая область на юго-востоке Турции[1].

[править] Общие сведения

Расположена на северо-восточном побережье Средиземного моря, отделялась от северной Сирии Аманскими горами (Джебель Берекет), а от Каппадокии и Ликаонии горным хребтом Тавром. Состояла из двух частей: западная, или «суровая» Киликия (греч. Κιλικία τραχεΐα), покрытая высокими бесплодными скалами, населенная дикими племенами, и восточная, или «низменная» Киликия (греч. Κιλικία πεδιάς), представлявшая собою низменную плодородную равнину.

[править] Евреи в Киликии

Финикийцы основали в Киликии колонии, например Мирианд и Анамур. Недаром, по Геродоту, название Киликия происходила от правившего в далёкой древности легендарного финикийского царя Килика, сына Агенора[2].

Через воды Киликии, богатыми бухтами, шёл торговый путь из Финиии к Финике в Грецию, Родос, Крит.

Из известных финикийцев Киликии упомянем Хрисиппа.

Может быть, среди киликийских пиратов были и финикийцы.

В эпоху Помпея Киликия была завоевана Римом.

Агриппа I упоминает о крупной колонии евреев в Киликии[3].

В большом числе евреи жили в киликийских городах, гланым образом в Тарсе. Они поддерживали в римскую эпоху оживленные отношения с Иерусалимом[4][5][6]. Тарс, известный своей промышленностью и эллинскими учреждениями, отождествлялся Иосифом Флавием с библейским Таршишом. По его словам, Иона бежал от Бога в город Иопу, где нашёл судно, отплывавшее в киликийский город Тарс[7]. В другом месте[8] Иосиф Флавий сообщает, что Киликия была в древности известна под именем Θάρσος. Но это утверждение Иосифа Флавия ошибочно, так как библейский Таршиш соответствует скорее Тартесу в Испании, куда финикийцы ездили со своими товарами[9][10]. По-видимому, источником для утверждения Иосифа Флавия послужило легендарное предание, исходившее, возможно, от киликийских евреев, находившихся в оживленных отношениях с иерусалимскими жителями и самолюбию которых льстило пребывание Ионы в их главном умственном центре.

В римскую эпоху еврейское влияние в Киликии было очень значительно как в политическом, так и в культурном отношениях.

Внук Александра, казнённого Иродом Великими, Гай Юлий Александр, был провозглашён Веспасианом царём киликийского острова[11].

Береника, племянница и супруга Ирода, после смерти последнего вышла замуж за Полемона, царя Киликии, над которым был совершен обряд обрезания[12].

Надпись, найденная близ Элецесы и Корика[13] и относящаяся к началу христианской эры, упоминает о иудействующих язычниках в Киликии, соблюдавших Шаббат и, очевидно, некоторые другие обряды.

В апостольское время многие евреи Киликии жили в Иерусалиме, между ними Павел из Тарса, имевший права гражданина этого города[14].

В талмудическую эпоху Киликия была известна евреям под греческим назван. «Kilkalh». Важнейшие города Киликии: Tarsus, Taurus, Amanus, Zephyrion, нередко упоминаются в талмудической письменности. Приводимое же «Aulon Kilikios»[15] должно быть локализовано в Моабе[16]. Нахум бен-Симаи проповедовал в Тарсе[17]. Греческая надгробная надпись, найденная в Яффе, относится к сыну Иосе из Тарса. Эпифаний утверждает, что патриарх Иуда в IV веке отправил посланцев в Киликию, чтобы собрать десятину и приношения в каждом городе[18]. В Corycos были найдены саркофаги еврея Александра и его жены[19].

[править] Армяне в Киликии

 → Киликийское армянское государство

В 1080−1375 годах на территории Киликии находилось княжество Киликийская Армения.

В 1894−1896 годах произошли армянские погромы.

В 1909 году здесь произошла Киликийская резня.

На начало XX века преобладающее большинство населения Киликии составляли армяне.

В 1912 году, согласно сведениям Константинопольского армянского патриаршества, в Аданском вилайете и гаваре Мараш проживало 377 тысяч армян.

Киликийские армяне подверглись геноциду во время Первой Мировой войны.

По тайному соглашению 1916 года между Великобританией и Францией, Киликия должна была отойти к Франции. По соглашению, заключённому с французским правительством Армянский легион (Восточный легион) должен был сражаться против Османской империи только в Киликии, и после завершения войны стать ядром армии будущей Киликийской автономной республики. Армянский легион своими в сражении при Арара в 1918 году решил исход боя в пользу французской армии.

После поражения Турции и заключения Мудросского перемирия 1918 года, в ноябре-декабре того же 1918 года Армянский легион — примерно 6 тысяч бойцов — был переброшен французами в Киликию. Уцелевшие после резни и депортированные армяне стали возвращаться на родину в Киликию.

В 1919 году в Киликии проживало 120−130 тысяч армян.

Так как армянских вооружённых сил было недостаточно для установления в ней военного и административного контроля, Франция согласилась на размещение в Киликии британских войск.

С середины февраля 1919 года военная власть в Киликии была сосредоточена в руках британского командовании. В ноябре 1919 года англичан заменили французские войска. Но французская администрация не приняла необходимых мер для обеспечения безопасности армянян. На местах у власти остались турецкие чиновники, мусульмане не были разоружены. Воспользовавшись нерешительностью французской военной администрации, кемалистская армия и местные мусульмане стали расправляться с армянами.

В 1920 году в Киликии проживало уже 160 тысяч армян.

В январе 1920 года во время 20-дневных боев погибло 11 тысяч армян — жителей Мараша, остальные 8 тысяч были вынуждены бежать в Сирию. После этого турки осадили город Аджн, где из 30−35 тысяч армян живших здесь в 1914 году ныне остались в живых лишь 6 тысяч. После 7-месячного героического сопротивления армяне Аджна в октябре 1920 года потерпели поражение; только 380 защитникам города удалось прорвать кольцо осады и уйти.

В начале 1920 года были вынуждены переселиться в Алеппо 6 тысяч армян Урфы, где до 1915 года проживало 30 тысяч армян.

1 апреля 1920 года кемалистская армия осадили Айнтап. Благодаря 15-дневной героической обороне 18 тысяч айнтапских армян избежали резни. Но в конце 1921 года, после того, как французская армия покинула Киликию, армяне Айнтапа были вынуждены эмигрировать в Сирию.

В 1920 году кемалисты истребили армян Зейтуна.

Некоторые авторы считают, что алавиты — потомки киликийских армян.

  1. ↑ Еврейская энциклопедия Брокгауза и Ефрона
  2. ↑ Геродот, VII, 91
  3. ↑ Филон Александрийский. О посольстве к Гаю.
  4. ↑ Филон, Leg. ad Caium, p. 36
  5. ↑ Флавий, Древн., XII, 3, §4; XIII, 3; §5; Иуд. войн., I, 4, §5
  6. ↑ Деяния, VI, 9
  7. ↑ Древн., IX, 10, §2
  8. ↑ Древн., I, 6, §1
  9. ↑ Иез., 38, 13
  10. ↑ Геродот, I, 168
  11. ↑ Флавий, Древн., XVIII, 5, §4
  12. ↑ Флавий, Древн., XX, 7, §3
  13. ↑ ср. Journ. of Hellenic Studies, 1891, pp. 234—236
  14. ↑ Деяния, VΙ, 9; IX, II, XXI, 39, XXII, 3
  15. ↑ Targ. Jer. к Чис., 34, 8
  16. ↑ Флавий, Древн., XIII, 5, §4
  17. ↑ Pesik. rab., 15; ed. Friedmann, p. 78б
  18. ↑ Haer., XXX, II
  19. ↑ ср. надгробную надпись в Риме «Asaphat’a» из Тарса, в Jahrb. Ges. d. Jud., II, 287

cyclowiki.org

Киликия 5. Крепость Кызкалеси - Согретая солнцем Урарту

Previous Entry | Next Entry

У меня есть еще целая папка фотографий и пара рассказов про Тарс, но сегодня по-праздничному я хочу Вас "свозить" на море.Итак, отправляемся в Кызкалеси, или Корикос. Это неравнозначные топонимы, Корикос — более старшая крепость, стоит на берегу и ранее селение на этом месте называли именно так. Крепость Кызкалеси построена позже, она находится напротив Корикоса, но в море, метрах в двухстах от берега. Сегодня Кызкалеси — это пляжный курорт Турции, в провинции Мерсин.Когда я собиралась бронировать отель в Мерсине (курорте класса люкс по одному из отзывов в сети), никак не могла понять, почему, если ставишь галочку "морской отель", сервисы бронирования хором выдают какой-то непонятный Кызкалеси, в 60 км от Мерсина! Почему-почему, частично стало понятно в заметке о море Мерсина.По существу о пляже я расскажу чуть позже, а пока посмотрим непосредственно крепости, давшие названия этой местности.Корикос (арм. Կոռիկոս) — город-крепость, один из торговых центров в Киликийском армянском царстве. Согласно Геродоту, первое поселение здесь обустроил кипрский принц Корикос (греч. Κόρυκος), причем это название первый раз упоминается в 197 г. до н.э., когда сирийский царь из династии Селевкидов Антиох III повторно захватил у египтян киликийское побережье. Корикос в разное время находился под контролем римлян, византийцев и сменивших их в XI веке армян. Позже Корикос перешел в состав Кипрского королевства. После оставления острова византийцами, армяне, построив ряд башен и стен, реконструировали фортификационные сооружения. Заново отстроенный и укрепленный город стал наряду с Аясом важным морским торговым центром Киликийского армянского царства. Незадолго до смерти Тороса II, с целью исследование еврейских общин мира, через армянское государство проезжал испанский раввин Бенжамен де Тюдель. Прибыв в Корикос ориентировочно в 1167 году он отмечал:Корикос — это начало страны, называемой Арменией, граница империи Тороса, властелина гор и царя АрменииВ 1211 — 1212 году легат Вильден Ольденбургский, путешествующий по наказу Оттона IV в Иерусалим, побывав в стране армянской, так описал Корикос:Его постройки и сегодня кажутся чудесными…и заслуживают сравнения с римскими строениями и руинами.Мне повезло гораздо меньше Бенжамена де Тюделя, Вильдена Ольденбургского и современных мне туристов, которым удалось попасть в крепость на экскурсию за 2 лиры. В июне 2012 года Корикос выглядел заброшенным и никому не интересным. Входа в музей я не нашла.Гораздо больше удалось увидеть в Кызкалеси. Добраться до крепости можно на катерочке.Кызкалеси в переводе с турецкого означает «девичий замок». О крепости и ее названии есть легенда. Когда-то давно у короля города Корикос родилась дочь. Она выросла очень красивой и доброй девушкой, была любима как отцом, так и его подданными. Все было прекрасно до тех пор, пока в город не пришла гадалка. Она погадала королю, а затем посмотрела на ладонь принцессы и задрожала. Король испугался такой реакции и спросил в чем дело. Гадалке пришлось рассказать причину своей дрожи – по ладони она увидела, что дочь короля еще в молодости умрет от укуса змеи. Старый король очень сильно расстроился и решил обмануть судьбу. Он приказал выстроить для принцессы крепость посреди моря, чтобы ни одна змея не смогла достигнуть ее. Дни шли за днями и король вместе с дочерью радовались жизни. Но однажды в крепость принесли как обычно корзину с фруктами. Девушка протянула руку к сочным плодам и была укушена змеей – так сбылось предсказание гадалки.Первые упоминания о крепости относятся к 1104 году. Считается, что раньше он был связан с материком дорогой, дамбой.В тот период в Средиземном море процветало пиратство и оно угрожало многим прибрежным городам. Страдал от пиратских кораблей и Корикос. Тогда во главе города стал известный оратор и юрист тех времен Чичеро. Он оказался успешен в военном деле и отлично вел борьбу с пиратами. Он предложил сделать крепости «Корикос» и «Кызкалеси» частями одной оборонной системы. При возникновении опасности вторжения вражеских кораблей в порт между ними натягивалась цепь, которая препятствовала входу суден в гавань.В 1244 году в этом замке состоялась свадьба византийского императора Иоанна III и дочери Фридриха II. На сегодня от сооружения осталось лишь три этажа, но они довольно хорошо сохранились и интересны для осмотра.Помимо богатого армянского и византийского архитектурного наследия, в большом количестве имеются, имеющие важное значение, армянские и греческие надписи. В 1852—1853 годах французский востоковед и арменовед Виктор Ланглуа побывав в Киликии посетил крепость Корикос. Здесь им были обнаружены надписи царствования Левона I и Хетума I. Об армянских надписях Корикоса говорилось также в Guide d’Asie Mineure, опубликованном в 1895 году британским издательством «Мюрей». Автор путеводителя, нобелевский лауреат, Чарлз Вильсон собственноручно зарисовал опубликованные надписи.

a-erebuni.livejournal.com

Киликия 3. Прогулки по Мерсину

Нам просто повезло — Солы находится в середине пешего пути из отеля на пляж. И хотя, по озвученным в предыдущей заметке о море причинам, на пляж мы ходили всего один раз, но в принципе в эту сторону, мимо руин проходили по нескольку раз за день — и утром, и вечером.Однажды вечером на пляже был праздник, народные гуляния, дискотека,связанные с районным муниципалитетом. Дочка потеряла заколочку в толпе, расплакалась, муж пошел искать, а я с детьми, чтобы не возвращаться — присели около Солы, под колоннами, которым тысячи и тысячи лет. Было темно, в пятидесяти метрах от нас шумело море, вдалеке танцевали и пели на непонятном языке люди, мигали огни...Казалось, что время повернулось вспять, что вот-вот пристанет к берегу пиратский корабль...Солы возникли как колония аргосцев и лидийцев с Родоса. Для Киликии Солы были довольно значительным, процветающим и очень богатым городом-государством. Царь Великой Армении Тигран II разрушил город и переселил его жителей в Тигранакерт. Помпей Великий восстановил Солы на том же самом месте и заселил амнистированными им же морскими разбойниками.Я так часто говорю "Киликия", а совсем забыла написать хоть пару слов, что это такое. Разбавлю исторический экскурс видами Мерсина.Киликия — в древности юго-восточная область Малой Азии. Во II тысячелетии до н. э. входила в Хеттское царство. С XII по VI века до н. э. на территории Киликии существовало одно или несколько независимых царств, с VI в. до н. э. Киликия входила в состав персидского царства Ахеменидов.В 333 до н. э. завоёвана Александром Македонским. В 297 до н. э. — 190 до н. э. находилась под властью Селевкидов.В 102 до н. э. была завоёвана Римом, окончательно усмирена в 67 до н. э.. С 84 до н. э. входила в состав Армянской империи Тиграна Великого. В Средние века была объектом борьбы между Византией, арабами и сельджуками.С 1080 по 1375 годы в Киликии существовало Киликийское армянское государство. Первое появление армян в долине относится к I веку до Р. Х., когда армянский царь Тигран II присоединив эту область к Великой Армении, разместил здесь как поселенцев множество армян.Дальнейшее поселение армян в регионе объясняется принятием в 301 году Арменией христианства, с последующим непринятием в 451 году Халкидонского собора, а также экспансией ислама, вызванного арабским нашествием. О крупном армянском элементе в регионе говорит и тот факт, что писатель IV века Аммиан Марцелл, сообщает, что Исский залив одно время назывался «Армянским заливом».В письме, написанном из Киликии в V веке, Иоанн Златоуст сообщал, что живёт он в армянской деревне и что собственником округа является армянский князь. К VI веку, после падения дома Аршакидов, число армян в регионе значительно увеличивается.Этому способствовала переселенческая политика арабских халифов, которые насильственным путем заставляли армян покидать родину и поселяться на берегах Чёрного и Средиземного морей. Вследствие этого численность армянского населения в странах западнее Евфрата в течение веков все время увеличивалась.Что же случилось с армянами в этом регионе в новой истории, почему мы собственно сюда приехали и почему я хожу по городу в такой футболке...Снова приведу несколько документов, очень скромных, безописательных.

Посол в Константинополе товарищу министра иностранных дел России Чарыкову.Пера, 18 апреля (1 мая) 1909 г.Из депеши № 86Как явствует из полученных мною от нашего вице-консула в Мерсине г. Мавромати телеграмм, неистовства мусульман в Аданском вилайете дошли до чудовищных размеров. Число погибших христиан, в особенности армян, доходит до 15 000 человек...

Российский посол в Константинополе министру иностранных дел Извольскому18 (31) мая 1909 г.Из телеграммы № 144Князь Гагарин телеграфирует из Мерсины: «В донесениях вице-консула Мавромати нет преувеличений. Три четверти недавно цветущего города Адана разрушены... Истинные виновники смут — мусульмане — находятся на свободе. Я убежден в том, что преследованиям подвергнуты лишь невинные армяне.Газетное сообщение о резне в АданеКонстантинополь, 26 апреля 1909 г.Вечерние газеты печатают описания избиений в Адане, окрестностях Антиохии и в других местах Сирии, поражающие ужасными подробностями. По исчислению газет, убито более 35 000 человек, сожжено несколько десятков деревень. Адана совершенно выгорела. Мерсину же спасло только прибытие иностранных крейсеров.«Тифлисский листок», 1909 г., № 93.А сегодня мы гуляем по этим улицам, городам, дышим морским воздухом, которым армяне начали дышать тысячу лет назад — и перестали 100 лет назад.Кто-то скажет, что нельзя приезжать на турецкие курорты и кайфовать на костях наших предков — но мне бы хотелось узнать у тех, кто так говорит, когда закончится ввоз турецких луивюиттонов и гуччи в Армению, когда мы перестанем вкладывать огромные деньги в экономику Турции и много чего еще мне до сих пор непонятно. В частности, есть ли какой-то план возвращения земель, Вана, например, или стебные националистические картинки в сети — это и есть весь план?Что-то я нещадно отвлеклась, вернемся к более радостным моментам. А их было немало — ведь, повторюсь, это был самый классный отпуск нашей семьи. Мы испытывали терпение и выносливость детей длинной дорогой, экскурсиями, жарой — и пытались отблагодарить их, а в Турции это нетрудно, были бы деньги. Повсюду здесь, как и в Армении, создана инфраструктура для детей.Каждый вечер мы проводили в разных торговых центрах, каковы в современном Мерсине немало, и где ни разу не повторялись развлечения.Ах да, и про еду. Мы с мужем — большие любители ресторанов. Ценим не только хорошую кухню, но и сервис. Внимательны к мелочам, любим комфорт. В Турции же (не в Стамбуле) нет такого культа рестораций, прием пищи здесь быстрый и незатейливый. Чаще всего встречаются предприятия фастфуда. Во всем Мерсине мы нашли только один ресторан, мало-мальски удовлетворяющий нашим претензиям. Отличная кухня, вышколенные и галантные официанты, предупредительные и аккуратные — хотя и без излишеств интерьер.Прайс и счет были внушительные. Но хоть раз покушать так, как мы любим, — можно и разориться немного!

a-erebuni.livejournal.com


Смотрите также

 

..:::Новинки:::..

Windows Commander 5.11 Свежая версия.

Новая версия
IrfanView 3.75 (рус)

Обновление текстового редактора TextEd, уже 1.75a

System mechanic 3.7f
Новая версия

Обновление плагинов для WC, смотрим :-)

Весь Winamp
Посетите новый сайт.

WinRaR 3.00
Релиз уже здесь

PowerDesk 4.0 free
Просто - напросто сильный upgrade проводника.

..:::Счетчики:::..