www.varvarka.ru

Рыба святого Петра | Христианство

Библия является не только священной книгой для некоторых мировых религий, но и историческим источником. Относится это и к Новому Завету. Интересно взглянуть — какие реальные события стояли за некоторыми евангельскими притчами.

Журнал: Загадки истории №16, апрель 2018 годаРубрика: ВерсияАвтор: Михаил Тимофеев

Кого выловил из Галилейского моря апостол?

Фото: апостол Пётр с рыбойВ Евангелии от Матфея рассказывается, как однажды ближайшего ученика Иисуса Христа, апостола Петра, спросили, заплатит ли Иисус налог на храм. Позднее, узнав о разговоре, Иисус велел Петру сходить к морю, забросить удочку, взять первую пойманную рыбу и заплатить налог той монетой, которую Пётр найдёт у рыбы в пасти. Пошёл Пётр рыбачить, и случилось всё именно так, как предсказал Сын Божий.

Евангельские места

В Израиле, в глубокой впадине лежит озеро Киннерет (его называют ещё Галилейским морем). Размеры его средние: длина — 21 километр, ширина — 13 километров, а глубина доходит до 45 метров. Озеро питает несколько рек, в том числе священная река Иордан. Вода в озере пресная, вкусная и целебная, а по берегам бьют горячие минеральные источники. Их лечебными свойствами пользовались ещё древние римляне.На землях, лежащих вокруг озера, проходила почти вся евангельская история. Здесь Иисус ходил по воде, как посуху, а по мановению его руки прекращались бури. В Табхе, на берегу Галилейского моря, Христос совершил одно из своих чудес — накормил досыта пятью хлебами и двумя рыбами 5 тысяч голодных людей. Тут звучала Нагорная проповедь и были призваны апостолы. Одним из них был местный рыбак по имени Симон — будущий святой Пётр.Киннерет изобилует великолепной рыбой. Неудивительно, что рыболовство — любимое занятие местных жителей со времён рыбака Симона. Память об этом сохранилась и в названии израильского города Магдала-Нунай, что означает «место засола рыбы». Занимались рыбной ловлей и на родине апостола Петра — в городке Капернауме.В озере насчитывают около 20 видов рыб, из которых половина — промысловые, то есть их можно ловить сетями или на удочку. И все они съедобны. Но можно ли установить, какую рыбу поймал святой Пётр в той самой библейской притче? Ведь и сам апостол, и евангелист Матфей обошли молчанием этот вопрос.

Обман рестораторов

Самое многочисленное семейство промысловых рыб озера Киннерет — это тиляпии. Они достигают в длину 45 сантиметров и весят около двух килограммов. Вторая группа — киннерефские, или галилейские сардины, рыбёшки, похожие на мелкую сельдь. В разгар промыслового сезона суточный улов этой рыбы составляет многие тонны, а в год — примерно тысячу тонн. С давних пор сардины принято мариновать и солить.Третья группа — барбусы, или усачи. Барбус питается моллюсками, улитками и мелкой рыбёшкой. Он может достигать в длину 75 сантиметров и весить более семи килограммов. Блюда из этой мясистой рыбы в Израиле нередко подают к столу по субботам и другим праздничным дням. Ещё в Киннерете обитает минья — самая крупная в этом водоёме рыба. Её длина достигает 120 сантиметров, а вес около 11 килограммов. Однако по Моисееву закону минья считалась нечистой, поэтому вряд ли апостол Пётр взялся бы её ловить.Можно предположить, что он выудил тиляпию. И монету нашёл, и к обеду пищу. Недаром тиляпию под названием «рыба святого Петра» в наше время подают в ресторанах, разбросанных по всему побережью озера. Это одно из популярнейших блюд. Свежеприготовленная тиляпия необыкновенно вкусна. В ней мало костей, поэтому её легко и приятно есть. Местные жители, занимающиеся рыбным промыслом многие годы, утверждают, что тиляпия питается исключительно планктоном, отчего имеет отменные вкусовые качества. Но ведь это означает как раз то, что другими видами корма она не интересуется и поэтому вряд ли клюнула бы на обычную приманку. Тиляпию всегда ловят сетями. Следовательно, на самом деле она не подходит на роль «рыбы святого Петра».Это же можно сказать и о сардине — по величине она слишком мала и не смогла бы удержать монету во рту. Остаётся только барбус. Вероятнее всего, Пётр поймал именно эту рыбу.Местные рыбаки говорят: с незапамятных времён усачей, которые являются хищниками и питаются мелкими донными животными, ловили на удочку. При этом в качестве наживки на крючок насаживают сардину.На священных берегах Киннерета сохранились остатки древних храмов. На одном из фрагментов мозаичного пола в византийской церкви IV века изображена картина с хлебами и двумя рыбами. А неподалёку, у самой кромки воды, на чёрных базальтовых камнях стоит маленькая часовня в честь апостола — святого Петра.

Добавить комментарий

bagira.guru

Рыба Святого Петра - Путеводитель по Израилю

Рыба Святого Петра

Рыба Святого Петра в гастрономическом отношении стала очень популярной благодаря нежному вкусу своего белого мяса с высоким содержанием белка и низким содержанием жиров.

Рыба Святого Петра — род пресноводных рыб семейства цихлид. Род включает более ста видов, распространённых в тропиках.

Как считается, род тиляпия происходит из Малой Азии, однако со временем и при помощи людей широко распространился по всей Африке и большей части Азии, органично вошёл там в местную пресноводную фауну.

Включает в себя множество видов, подвидов, местных вариаций и натургибридов, часто очень близких, похожих друг на друга и с трудом различающихся.

Тиляпии практически всеядны, отличаются неприхотливостью и высокой выносливостью к резким колебаниям условий существования.

Внешний вид и поведение этих рыб является типичным для цихлид.

Большинство видов образуют устойчивые «семейные пары», инкубируют икру и мальков во рту, обладают высокоразвитой сигнальной системой общения и ярко выраженным территориальным инстинктом.

Несмотря на то, что тиляпия может быть названа в полном смысле слова всеядной, разные виды несколько отличаются по способу и характеру питания. Например, тиляпия мозамбикская, ауреа, мери и нильская абсолютно всеядны.

У таких видов, как тиляпия галилейская, мясистая и макрочире наблюдается акцент в сторону питания растительным планктоном. А в рационе тиляпии меланоплеуры и цилли — и вовсе преобладает крупная водная растительность, они более других видов являются вегетарианцами.

В научных исследованиях отмечается также особая роль полуразложившихся органических донных отложений в питании практически всех видов тиляпий, образ жизни которых вообще связан с непрерывным рытьём и «пережёвыванием» грунта.

Можно предположить, что именно детритные аминокислоты являются своеобразным ускорителем роста тиляпий, которые развиваются очень быстро и в среднем достигают половой зрелости уже до года (самцы несколько опережают самок).

При благоприятных условиях и при температуре воды 25 — 30° дальнейший нерест может происходить регулярно, примерно раз в месяц.

Большинство видов тиляпий (в основном из рода ореохромис) после икрометания сразу забирают икру в рот и долгое время (до месяца) «высиживают» икру и мальков во рту, с каждым днём всё дольше и дальше выпуская их на кормление и, таким образом, постепенно приучая с самостоятельному образу жизни. Пожалуй, этот способ защиты икры и мальков от хищников можно назвать идеальным.

Кроме того, естественный инкубатор во рту у родителей защищает потомство от грибковой и прочей болезнетворной флоры. Слизистая оболочка ротовой полости взрослой рыбы вырабатывает секрет, угнетающе действующий на нежелательные микроорганизмы.

Постоянно вентилируя и перебирая икру во рту, тиляпия ещё и отбраковывает «на ощупь» не оплодотворённые, ослабленные и заболевшие икринки, чем обеспечивает (методом своеобразного искусственного отбора) ровное и сильное потомство.

Однако, не все тиляпии инкубируют икру во рту. Некоторые виды (например, тиляпия цилли и зебровая тиляпия) мечут икру традиционным для рыб образом, в грунт или на камни, впоследствии бдительно и агрессивно охраняя территорию.

Такой образ жизни и индивидуалистические наклонности приводят к тому, что при содержании в аквариуме тиляпии драчливы и сильно роются в грунте, не допуская на «свой участок» ни одной чужой рыбы, а зачастую и не оставляя в окрестностях ни одного растения.

Для содержания тиляпий требуется весьма просторный аквариум с небольшим количеством сильных растений и многочисленными укрытиями и лабиринтами из камней. Рыбы общительны, отличаются жизнерадостным характером и очень богатым поведением.

Они с готовностью реагируют на своего хозяина, привязываются к нему, отличают от прочих людей и с лёгкостью вырабатывают многочисленные и сложные условные рефлексы, не уступая в этом отношении большинству привычных домашних животных.

Кроме того, почти все виды тиляпий обладают ещё и скрытым гермафродитизмом и при необходимости имеют способность к постепенной перемене пола (чаще от самки к самцу) в результате сложного сочетания внешних и внутренних факторов. По всем перечисленным причинам тиляпии являются излюбленным материалом для биологических исследований в области зоопсихологии и подводной акустики.

Евангельская рыба

У нескольких видов тиляпии, живущих в водоёмах Израиля, за жабрами можно заметить два тёмных пятна — якобы оставшиеся навсегда следы пальцев апостола Петра.

В частности, такие пятна, возникающие и пропадающие в зависимости от состояния рыбы и освещения, имеет Sarotherodon galilaeus, или тиляпия галилейская.

По всей вероятности, именно этот вид тиляпии дважды упомянут в Евангелии, в частности, в знаменитой притче о том, как на озере Кинерет (где в изобилии водится тиляпия галилейская) Иисус накормил пять тысяч голодных пятью хлебами и двумя рыбами (Евангелие от Марка, 6:32-44).

Позднее, с перемещением центра цивилизации на север, тиляпия постепенно утрачивает своё значения символа и знака для культуры: как повседневной, так и высокой.

Ортодоксальная идеология христианства не приветствовала излишнего «анимализма», а здоровая практичность европейских бюргеров привёл скорее к тому, что можно прочитать во второй главе данной статьи о промышленном выращивании и возрастающем экономическом значении деликатесного мяса этой рыбы.

Потому культурные артефакты Нового и Новейшего времени, когда тиляпия каким-то образом всплывала бы в произведениях искусства и литературы, довольно бедны.

Из таковых, пожалуй, можно было бы назвать картину известнейшего художника-сюрреалиста Рене Магритта «Соучастие» с изображением окаменевшей исполинской тиляпии (1965 год)и фильм режиссёра Безрукова «Шагреневая кость» (1993 год), в котором тиляпия снялась в одной из ролей второго плана.

Культурный обзор

Тиляпия из-за своей выносливости и всеядности в исторические времена была чрезвычайно распространена и встречалась практически по всему бассейну Нила.

Благодаря своему яркому, запоминающемуся образу жизни и поведению она, (наряду с тетраодоном фахак) была самой распространённой разновидностью рыб в египетской письменности и искусстве.

Несмотря на довольно невзрачный внешний вид, отсутствие ярких плавников или контрастной окраски, для тиляпии нильской ещё со времён Древнего Царства около домов и в парках строили специальные бассейны, в которых их разводили и содержали, как священное (тотемное) животное.

Первые известные фрески с изображениями этих рыб, находящихся в искусственных водоёмах, относятся к XV в. до н.э. (времена царицы Хатшепсут и Аменхотепа II), но они, несомненно, существовали и ранее.

Более того, тиляпию нильскую не только содержали в богатых домовладениях и изображали на стенах гробниц, её формализованный образ прочно вошёл в древнеегипетскую письменность в качестве одного из составных иероглифов. Сам по себе иероглиф, соединявший в себе два значка, расположенных друг над другом: вода и рыба с высоким плавником (тиляпия нильская) расшифровывался как слог «инт».

Постепенно упрощаясь и видоизменяясь вместе с развитием письменности, этот иероглиф во времена Среднего и Позднего Царства произносился уже как «ин», а в египетской скорописи имел вид двух кривых полос, расположенных друг над другом (одна из этих полос в форме петли — изображала тиляпию).

Самка этого вида имеет яркую особенность поведения, прекрасно известную зоологам. От всех опасностей и превратностей судьбы она спасает сначала икру, а потом и стайку проклюнувшихся мальков — у себя во рту. При этом она проявляет чудеса самоотверженности и иногда более недели не принимает пищи.

Понятно, что эта поразительная особенность не ускользнула от внимания наблюдательных египтян и многократно была воспроизведена в качестве одного из излюбленных сюжетов настенных росписей, орнаментов и мелких декоративных изделий.

Нередко самые разные предметы представляют собой натурально воспроизведённый или стилизованный мотив, где хорошо узнаваемые образы тиляпии, расположенные в круге или друг напротив друга, касаются ртом небольшого шарового скопления, в котором легко можно опознать в той или иной степени формализованный образ слипшейся икры.

Как это довольно часто случалось, весьма далекий от оригинала (и искажённый) отклик на наблюдения египтян о необычном поведении нильской тиляпии можно найти у Геродота. В его полуфантастическом изложении этот сюжет выглядел примерно так: когда самки некоторых крупных рыб спускались по Нилу к морю, в момент оплодотворения они глотали семя, извергаемое самцами, а те, в свою очередь, наоборот, забирали в рот икру, оставленную самками в реке на обратном пути.

Можно сделать вывод, что знание именно этой интереснейшей особенности размножения и защиты потомства, а также развитая символика избражений нильской тиляпии сказалась в том числе и на образах религии египтян.

Зарождение новой жизни, следующее за ним поглощение (тьма) и новое возрождение на свет, которое происходит немного позднее, на самом деле является аллегорией основных элементов суточного солнечного цикла, в котором небесная мать поглощает светило (шар жизни) на закате и даёт ему рождение на рассвете.

Кроме того, эта тема объясняет другой весьма распространённый декоративный мотив, в котором тиляпия, представленная с цветком лотоса во рту, является общеизвестным символом возрождения, новой жизни после смерти.

Ещё один замечательный сюжет, связанный с тиляпией, правда, в сочетании с другой небольшой нильской рыбой — латесом, довольно часто можно встретить в гробницах или настенных росписях, так или иначе посвящённых погребальным обрядам.

Главный герой этой сцены, умерший человек, изображается один или (чаще) в виде двух одинаковых фигур, вторая из которых его двойник (или «ка»). Стоя на берегах Нила друг напротив друга, эти двое, по всей видимости, занимаются рыбной ловлей, причём один из них всегда ловит тиляпию, а второй — латеса.

В аллегорической форме эта картина означает выбор человека между своей душой вчерашней и завтрашней, между путём земной жизни и дорогой мира иного.

Довольно часто символика египетских фресок переходила в образы раннего и средневекового христианства. Самым известным примером в этом смысле являются дошедшие до наших времён фрески знаменитой базилики Сан-Мадлен (или, говоря проще, Марии Магдалины) в Везле 1120 г. постройки.

Те же самые две рыбы — тиляпия и латес — нарисованы во втором знаке большого Зодиака, обрамляющего образ «Христа в силах» как символ власти над миром здешним и загробным.

Несколько более скромные легенды связаны с «библейским» и «евангельским» прошлым рыбы-тиляпии. В частности, одно из самых распространённых сегодня ресторанных названий тиляпии выглядит так: Рыба Святого Петра.

Это имя тиляпии очень распространено в Израиле, а также южной Европе. По евангельскому преданию, тиляпию много раз ловил Святой Пётр, который по первой своей профессии был рыбаком.

Фотографии

Полезная информация

Рыба святого Петра тиляпия галилейская или тилапия амнун лат. Tilapia ивр. אַ‏מְנוּ‏ן или מוּ‏שְט транслит. «амнун» или «мушет» араб. سمك البلطي или سمك المشط транслит. «самак аль-мушт» или «самак аль-бальты»

Название

Промышленное выращивание

Всеядность и непритязательность тиляпии по отношению к корму вошла в легенды и поговорки местных африканских племён.

Вот, например, одна из них, не столько изящная, сколько показательная: «Если у тебя есть старый башмак — не выбрасывай его, лучше отдай тиляпии… и через год у тебя будет вкусное мясо».

И действительно, тиляпия очень неприхотлива к условиям содержания, температуре и качеству воды.

Практически все виды тиляпии могут жить, нормально развиваться и размножаться в пресной, солоноватой и даже морской воде, что является весьма редким для рыб свойством.

Несмотря на то, что большинство тиляпий — тропические рыбы, некоторые виды могут существовать при весьма широком диапазоне температур (от 10 до 45° максимум).

Также выносливы тиляпии и к пониженному содержанию кислорода в воде.

Несмотря на то, что они — типичные донные рыбы, при необходимости они могут подниматься в поверхностный слой и дышать, самостоятельно обогащая воду кислородом пузырьками из воздуха.

Сегодня тиляпию культивируют очень широко, её можно обнаружить в искусственных водоёмах почти во всех странах Африки, Юго-Восточной и Центральной Азии, а также в большинстве стран Латинской Америки, США и даже в некоторых европейских странах.

В больших количествах тиляпия выращивается также и в КНР, откуда экспортируется в промышленных объёмах.

Распространение

Карта сайта

Авторские права

Оставайтесь с нами

Рекомендуем ознакомится: http://guide-israel.ru

worldunique.ru

Петро-Павловский кафедральный собор г.Симферополь - Кулинария библейских времен. Рыба святого Петра

Кулинария библейских времен. Рыба святого Петра

Каждому, кому доводилось бывать на Святой Земле, известно: в качестве фирменного блюда рестораны на побережье озера Кинерет (оно же Тивериадское озеро или Галилейское море) подают рыбу Святого Петра. Поинтересовавшись у официанта историей названия, вы наверняка услышите, что это та самая рыба, которую ловил в Галилейском море первоверховный апостол Петр, и именно она принесла во рту статир (тетрадрахму) в общеизвестном евангельском эпизоде (Мф. 17. 24–27).

Однако не все так просто …

В Тивериадском море так много рыбы, что в евангельские времена жители прибрежных городов и селений не только кормили ею всю Галилею и Иудею, но и поставляли ее в римские провинции Малой Азии. Известно, что жители Магдалы славились искусством приготовления рыбы особенного посола, столь вкусной, что ее любили в самом Риме. Многие ученики Иисуса Христа также были рыбаками.

В основном в апостольские времена здесь ловили усачей и пресноводных киннерефских сардин, но самым популярным уловом была галилейская тиляпия – (Sarotherodon galilaeus) – довольно крупная рыба семейства цихлид, встречающаяся только в Кинерете и ближайших водоемах. По мнению ученых, именно она и была той самой рыбой, во рту которой апостол Петр, по слову Божию, нашел требуемую монету (скорее всего, тиляпиями вместе с пятью хлебами Христос накормил также множество народа, пришедшего слушать его про- поведь (Мк. 6, 34–44).)

На чем основано такое мнение? Во-первых, тетрадрахма (или статир) I века – монета довольно крупная, размером примерно с нынешнюю российскую двухрублевку, но толще и тяжелее ее почти втрое. Из местных рыб столь значительный предмет способен поместиться во рту только у тиляпии. Во-вторых, у тиляпий существует интересная особенность: самки их вынашивают икру и мальков во рту, поэтому их ротовая полость способна раздуваться до значительного объема. Наконец, они рефлекторно хватают ртом, а иногда и проглатывают блестящие предметы с морского дна. Рыбакам и в наше время попадаются рыбины с монетками в желудке. Так что большинство исследователей единодушны во мнении, что в Евангелии упоминается именно галилейская тиляпия, называемая на иврите «амнун» (от арамейского «амнон»  – «рыба-мама») или по-арабски «мушт» («расческа», из-за формы спинного плавника).

Некоторые авторы (например, израильский ихтиолог Мендель Нун) им оппонируют. «Тиляпию ловят сетями, а не удочкой, – утверждает он. – Следовательно, та вряд ли подходит на роль рыбы Святого Петра. С незапамятных времен галилейские рыбаки ловили на удочку усачей, в качестве наживки используя сардину. Скорее всего, Петр поймал именно усача». Другие ученые возражают, что у усача слишком маленький рот, и он не смог бы схватить крупную монету (да еще, имея ее во рту, умудриться схватить крючок с приманкой!). Кроме того, в евангельском эпизоде речь идёт не о естественном поведении рыбы, а об исполнении чуда Божия. Стало быть, ничто не помешало бы тиляпии с монетой во рту попасться на апостольскую удочку.

Так или иначе, то, что подадут вам в любом израильском ресторане под именем «рыба Святого Петра» – именно тиляпия. Правда, не такая, какую добывали апостолы! Нынешние галилейские тиляпии значительно крупнее: они достигают в длину полуметра и весят до двух килограммов. Дело в том, что уже в XX веке в Тивериадское озеро подселили другой вид тиляпии – нильскую (Oreochromis niloticus). Скрещиваясь с галилейской, она дает гибридных мальков, почти все из которых вырастают очень крупными самцами. Это выгодно для промышленного лова, т.к. мясо у самцов нежнее и вкуснее, чем у мелких костлявых самок. Именно этих гибридных самцов и подают в прибрежных ресторанчиках. В Иерусалиме или в Тель-Авиве вы рискуете съесть «рыбу Святого Петра» еще более далекую от оригинала – выращенную на ферме. Рыбоводы научились отбирать изо рта у самок тиляпий икру и обрабатывать ее гормонами. В прудах из такой икры вырастают крупные калиброванные самцы красноватой окраски, на иврите называемые «адумит», и они пользуются наибольшей популярностью у рестораторов.

Рецепт

ЗАПЕКАЕМ РЫБУ СВЯТОГО ПЕТРА

Настоящую галилейскую тиляпию на Святой Земле готовят так:

На 4 порции вам понадобятся:

• 500 г свежего филе • 1 ст. ложка растительного масла • 1 ст. ложка лимонного сока • 2 порубленных зубчика чеснока • 2 ст. ложки натертого на терке имбиря • 4 пучка зеленого мелко нарезанного лука • 2 ст. ложки острого красного перца, мелко нарезанного кубиками • 1 ст. ложка мелко нарезанной петрушки или укропа • смесь соли с перцем по вкусу.

В большой посуде для жарки разместить филе тиляпии в один слой. В небольшой миске смешать растительное масло, лимонный сок, чеснок, имбирь, зеленый лук, красный перец и смесь соли с перцем. Равномерно полить полученной смесью рыбу. Запекать, не закрывая крышкой в духовке при температуре 200–220 градусов в течение 10–15 мин, пока рыба не станет легко разламываться вилкой на кусочки. При подаче посыпать петрушкой и укропом.

Осторожно! Часто встречающаяся в продаже в России в виде мороженого филе под названиями «морской цыпленок» или «морской язык» тиляпия к галилейской рыбе отношения не имеет: это промышленно выращенная в прудах обыкновенная нильская тиляпия.

Французский дублер

В меню французских ресторанов тоже можно встретить название «Рыба Святого Петра». Однако здесь вам под этим именем подадут морского солнечника (Zeus faber), распространенного в Средиземном море. На боках у него – пара темных пятен (по легенде, оставленных пальцами святого Петра).

Газета "Православная Москва" №09 (622) май 2017 г.

Назад к списку

cspp.prihod.ru

Рецепт Рыба Святого Петра – готовим тилапию

Фото Рыба Святого Петра – готовим тилапию №1

Тилапия – удивительная рыба, причем, не только с точки зрения вкуса. Читайте в нашей статье о том, как приготовить тилапию и о том, как она вошла в историю и культуру.

Тилапия – это пресноводная рыба, видов которой насчитывается больше ста. Сегодня приобрести в супермаркете эту рыбку может любой желающий, и многие благодаря замечательному – вкусному и деликатесному мясу, знают о том, что если хочется приготовить рыбное блюдо, то тилапия будет одним из самых лучших вариантов. Но о том, какое место в культуре она занимала в древности, знает далеко не каждый.

Согласно Евангелию, именно тилапей накормил 5 тысяч голодных Иисус (двумя рыбами и пятью хлебами).

Уникальные особенности поведения тилапии, которая в своем рту может вынашивать икру и мальков вплоть до месяца, защищая их от угроз и при этом не принимая пищу периодами до недели, стали причиной популяризации этой рыбы в египетском искусстве и письменности. Для египтян благодаря этой особенности тилапия стала символом зарождения жизни и новой жизни после смерти, а также солнечного цикла. Возле домов люди строили для этой рыбы специальные бассейны, в которых тилапия содержалась как священное животное, а ее изображения можно нередко увидеть на фресках и на стенах гробниц. Даже Геродот, до которого дошли отголоски славы этой рыбы, писал о ней.

Еще один интересный факт о тилапии связан с ее «евангельским» прошлым: считалось, что Святой Петр, по профессии бывший рыбаком, именно эту рыбу ловил очень часто. Два темных пятна, которые можно увидеть за жабрами некоторых видов этой рыбы, считаются навсегда отпечатавшимися следами пальцев апостола. По этой причине в южной Европе и Израиле ее называют Рыбой Святого Петра.

Интересных фактов о тилапии можно привести еще очень много, но мы, пожалуй, перейдем к гастрономической составляющей ее популярности. После карпа эта рыба – вторая в мире по промысловому значению. Из-за ее неприхотливости (может жить при пониженном содержании кислорода в воде, в пресной, солоноватой и даже в морской воде – это очень редкое для рыб свойство, при широком диапазоне температур) ее выращивают даже в охладительных бассейнах АЭС в нерадиоктивных, конечно же, водах.

Иногда в супермаркетах можно увидеть эту рыбу под очень оригинальным названием «речная курица» или «морской цыпленок».

Однако очень популярной тилапия стала, в первую очередь, благодаря тому, что ее мясо очень нежное, богато белком и содержит очень мало жиров. Также ценят хозяйки и то, что в ней нет опасных и неприятных мелких косточек. Мясо этой рыбы – диетический продукт, не имеет яркого рыбного запаха и вкуса, поэтому прекрасно сочетается с очень многими соусами.

Как приготовить тилапию

Фото Рыба Святого Петра – готовим тилапию №2

Тилапию можно готовить самыми разными способами: жарить, как в панировке, так и без, а также во фритюре, кляре, тушить, варить, запекать. Из нее можно приготовить массу первых и вторых блюд, а также различных закусок: тефтели, котлеты, рыбные рулеты и т.д.

Самое главное, о чем стоит помнить, готовя тилапию – очень низкое содержание жира, поэтому чтобы эту рыбу сделать сочной, ее готовят с какой-либо жидкостью – водой, вином, или в соусе, при запекании по этой же причине рыбу накрывают фольгой, а в котлеты или биточки лучше класть кусочек сливочного масла.

Мы приведем наиболее простые и интересные рецепты приготовления тилапии.

Рецепт приготовления тилапии в духовке

Понадобится: 300 г филе тилапии, 60 мл томатного сока/пасты, 4 зубчика чеснока, 1 луковица большая, 2 ст.л. оливкового масла, 2 ч.л. орегано сушеного, 1 ст.л. масла растительного, черный перец, соль.

Как запечь тилапию в духовке. Чеснок мелко порубить, полукольцами нарезать лук и соединить его с 1 ст.л. масла, перемешать. Чеснок соединить с оставшимся маслом, перецем и солью, обмазать филе маринадом, выложить в смазанную маслом форму, чередуя с луком, полить томатом, посыпать орегано, запечь 15-20 мин в разогретой до 180 градусов духовке.

Вместо томата можно использовать любой другой соус, а также к рыбе можно добавить другие овощи по вкусу – картофель, сладкий перец, грибы и т.д.

Из вариантов жарки тилапии одним из самых интересных – в кляре.

Рецепт приготовления тилапии в кляре

Понадобится: 700 г картофеля мелкого, 2-3 зубчика чеснока, 2 ст.л. растительного масла, черный молотый перец, соль, рыба – 700 г филе тилапии, 2 яйца, 1 лимон, 3 ст.л. муки, 1 ст.л. рубленой петрушки, 1,5 ч.л. соли, 1 ч.л. белого перца молотого, растительное масло.

Как приготовить тилапию в кляре. Для картофеля смазать маслом форму, прогреть в разогретой до 200 градусов духовке, не очищая, жесткой щеткой помыть картофель, выложить вместе с неочищенным чесноком в форму, поперчить и посолить, перемешать, чтобы картофель покрылся маслом, накрыть его фольгой, сделав в ней проколы для выхода воздуха, запекать 20 мин, убрать фольгу, перевернуть картофель и запекать еще 20 мин. Филе рыбы промыть, обсушить, кусочками порезать. Теркой снять с лимона цедру, перемешать ее с петрушкой, мукой, перцем и солью. Отделить белки яиц от желтков, белки взбить в устойчивую пену, добавить желтки и аккуратно перемешать. Запанировать филе в мучной массе, потом в яичной и сразу выложить на сковороду с разогретым маслом, жарить с каждой стороны по 3-4 мин, выкладывать на бумажное полотенце, подать с картофелем.

Из тилапии можно приготовить очень вкусные рыбные шарики.

Рецепт рыбных шариков из тилапии

Понадобится: 500 г филе тилапии, 4-5 крекеров раскрошенных, 2 яйца, 1 пучок кинзы, ¼ лимона, крахмал, растительное масло, перец, соль.

Как приготовить тилапию. При помощи толкушки растолочь филе рыбы в грубую массу, вбить яйца, всыпать раскрошенные крекеры, добавить сок лимона, крупно рубленую кинзу, поперчить и посолить, перемешать. Сформовать шарики около 1 см, запанировать их в крахмале, жарить с каждой стороны на растительном масле по 3 мин.

На ужин можно приготовить из тилапии такое блюдо.

Рецепт тилапии с рисом

Понадобится: 100 г риса, по 3 веточки укропа и филе тилапии, 2 зубчика чеснока, 1 стакан панировочных сухарей, 1 яйцо, 50 мл молока, 3 ст.л. тертого сыра, ломтик лимона, растительное масло, соль.

Как приготовить тилапию с рисом. Рис до готовности отварить обычным способом. Нарезать рыбу полосками по 1,5-2 см шириной. Взбить в миске яйцо с молоком, поперчить и посолить. Смешать рубленый чеснок с укропом, сухарями, сыром, перцем и солью. В яичную смесь обмакнуть кусочки рыбы, дать стечь жидкости лишней, запанировать кусочки, уложить в форму, смазанную маслом, запечь в разогретой до 210 градусов духовке до подрумянивания. Рис утрамбовать в тарелке, перевернуть на блюдо, уложить рядом рыбу и украсить лимоном и зеленью.

Отличная закуска – рыбные рулеты из тилапии.

Рецепт приготовления рыбных рулетов с сыром

Фото Рыба Святого Петра – готовим тилапию №3

Понадобится: 500 г филе тилапии, 100 г сыра филадельфия сливочного, 1 стакан сливок, 2 ст.л. горчицы сладкой, ½ ст.л. хрена, перец, соль.

Как приготовить рулеты из тилапии. Вдоль пополам разрезать филе рыбы. Соединить сливочный сыр, хрен и горчицу, миксером взбить. При помощи чайной ложки уложить смесь на полоски рыбы и свернуть их рулетами, закрепив зубочистками. Уложить рулеты в форму, залить сливками так, чтобы они доходили до середины рулетов, поперчить и посолить, запечь 25 мин в разогретой до 200 градусов духовке.

К сыру можно добавить любые овощи – так рулетики можно разнообразить и сделать еще более необычными.

Очень легко приготовить легкое и изысканное блюдо, просто приготовив тилапию под винным соусом.

Рецепт запеченной в винном соусе тилапии

Фото Рыба Святого Петра – готовим тилапию №4

Понадобится: 1,3 кг тилапии филе, 50-70 мл вина белого сухого, 3-4 зубчика чеснока, 2 лимона, 3 ст.л. растительного масла, 1 ст.л. горчицы дижонской, 1 ч.л. соли, по ½ ч.л. шалфея, семян фенхеля, кориандра, молотого перца.

Как запечь тилапию в вине. Сбрызнуть форму для запекания растительным маслом, выложить филе рыбы. Все остальные ингредиенты соединить и блендером довести до однородного соуса, полить рыбу, поставить ее на верхний уровень духовки (с верхним нагревательным элементом), включить максимальную температуру, до готовности и подрумянивания готовить 10-17 мин в зависимости от размера рыбы.

Чтобы приготовить тающую во рту тилапию, достаточно самого простого соуса из майонеза, смешанного в пропорции 2 к 1 с жирной сметаной и соком лимона (неск. ч.л.). Таким образом замаринованную рыбу можно готовить в духовке, на сковороде или на пару.

Из тилапии можно готовить и супы.

Рецепт супа с тилапией и пшеном

Понадобится: 2 картофелины, 1 филе тилапии, по 1 моркови и луковице, ½ стакана тилапии, лавровый лист, зелень, специи по вкусу, перец, соль.

Как приготовить суп из тилапии. В кастрюлю налить воду, довести до кипения, положить нарезанный картофель, когда закипит снова – всыпать пшено. Рыбу нарезать кусочками, на растительном масле обжарить мелко нарезанный лук и тертую на мелкой терке морковь. Суп подсолить, приправить специями, положить рыбу, 10 мин проварить, положить овощную пассировку, поперчить, положить лавр, довести до готовности, подавать суп, посыпав зеленью.

Из тилапии можно приготовить самые разные повседневные и праздничные блюда, это очень просто, а блюда получаются вкусные и полезные!

Новости партнеров

receptveka.ru

 

Начальная

Windows Commander

Far
WinNavigator
Frigate
Norton Commander
WinNC
Dos Navigator
Servant Salamander
Turbo Browser

Winamp, Skins, Plugins
Необходимые Утилиты
Текстовые редакторы
Юмор

File managers and best utilites

Рыба Святого Петра - Путеводитель по Израилю. Рыба петра


Рыба Святого Петра. Страна — Путеводитель по Израилю

Рыба Святого Петра — род пресноводных рыб семейства цихлид. Род включает более ста видов, распространённых в тропиках.

Как считается, род тиляпия происходит из Малой Азии, однако со временем и при помощи людей широко распространился по всей Африке и большей части Азии, органично вошёл там в местную пресноводную фауну.

Включает в себя множество видов, подвидов, местных вариаций и натургибридов, часто очень близких, похожих друг на друга и с трудом различающихся.

Тиляпии практически всеядны, отличаются неприхотливостью и высокой выносливостью к резким колебаниям условий существования.

Внешний вид и поведение этих рыб является типичным для цихлид.

Большинство видов образуют устойчивые «семейные пары», инкубируют икру и мальков во рту, обладают высокоразвитой сигнальной системой общения и ярко выраженным территориальным инстинктом.

Несмотря на то, что тиляпия может быть названа в полном смысле слова всеядной, разные виды несколько отличаются по способу и характеру питания. Например, тиляпия мозамбикская, ауреа, мери и нильская абсолютно всеядны.

У таких видов, как тиляпия галилейская, мясистая и макрочире наблюдается акцент в сторону питания растительным планктоном. А в рационе тиляпии меланоплеуры и цилли — и вовсе преобладает крупная водная растительность, они более других видов являются вегетарианцами.

В научных исследованиях отмечается также особая роль полуразложившихся органических донных отложений в питании практически всех видов тиляпий, образ жизни которых вообще связан с непрерывным рытьём и «пережёвыванием» грунта.

Можно предположить, что именно детритные аминокислоты являются своеобразным ускорителем роста тиляпий, которые развиваются очень быстро и в среднем достигают половой зрелости уже до года (самцы несколько опережают самок).

При благоприятных условиях и при температуре воды 25 — 30° дальнейший нерест может происходить регулярно, примерно раз в месяц.

Большинство видов тиляпий (в основном из рода ореохромис) после икрометания сразу забирают икру в рот и долгое время (до месяца) «высиживают» икру и мальков во рту, с каждым днём всё дольше и дальше выпуская их на кормление и, таким образом, постепенно приучая с самостоятельному образу жизни. Пожалуй, этот способ защиты икры и мальков от хищников можно назвать идеальным.

Кроме того, естественный инкубатор во рту у родителей защищает потомство от грибковой и прочей болезнетворной флоры. Слизистая оболочка ротовой полости взрослой рыбы вырабатывает секрет, угнетающе действующий на нежелательные микроорганизмы.

Постоянно вентилируя и перебирая икру во рту, тиляпия ещё и отбраковывает «на ощупь» не оплодотворённые, ослабленные и заболевшие икринки, чем обеспечивает (методом своеобразного искусственного отбора) ровное и сильное потомство.

Однако, не все тиляпии инкубируют икру во рту. Некоторые виды (например, тиляпия цилли и зебровая тиляпия) мечут икру традиционным для рыб образом, в грунт или на камни, впоследствии бдительно и агрессивно охраняя территорию.

Такой образ жизни и индивидуалистические наклонности приводят к тому, что при содержании в аквариуме тиляпии драчливы и сильно роются в грунте, не допуская на «свой участок» ни одной чужой рыбы, а зачастую и не оставляя в окрестностях ни одного растения.

Для содержания тиляпий требуется весьма просторный аквариум с небольшим количеством сильных растений и многочисленными укрытиями и лабиринтами из камней. Рыбы общительны, отличаются жизнерадостным характером и очень богатым поведением.

Они с готовностью реагируют на своего хозяина, привязываются к нему, отличают от прочих людей и с лёгкостью вырабатывают многочисленные и сложные условные рефлексы, не уступая в этом отношении большинству привычных домашних животных.

Кроме того, почти все виды тиляпий обладают ещё и скрытым гермафродитизмом и при необходимости имеют способность к постепенной перемене пола (чаще от самки к самцу) в результате сложного сочетания внешних и внутренних факторов. По всем перечисленным причинам тиляпии являются излюбленным материалом для биологических исследований в области зоопсихологии и подводной акустики.

Евангельская рыба

У нескольких видов тиляпии, живущих в водоёмах Израиля, за жабрами можно заметить два тёмных пятна — якобы оставшиеся навсегда следы пальцев апостола Петра.

В частности, такие пятна, возникающие и пропадающие в зависимости от состояния рыбы и освещения, имеет Sarotherodon galilaeus, или тиляпия галилейская.

По всей вероятности, именно этот вид тиляпии дважды упомянут в Евангелии, в частности, в знаменитой притче о том, как на озере Кинерет (где в изобилии водится тиляпия галилейская) Иисус накормил пять тысяч голодных пятью хлебами и двумя рыбами (Евангелие от Марка, 6:32-44).

Позднее, с перемещением центра цивилизации на север, тиляпия постепенно утрачивает своё значения символа и знака для культуры: как повседневной, так и высокой.

Ортодоксальная идеология христианства не приветствовала излишнего «анимализма», а здоровая практичность европейских бюргеров привёл скорее к тому, что можно прочитать во второй главе данной статьи о промышленном выращивании и возрастающем экономическом значении деликатесного мяса этой рыбы.

Потому культурные артефакты Нового и Новейшего времени, когда тиляпия каким-то образом всплывала бы в произведениях искусства и литературы, довольно бедны.

Из таковых, пожалуй, можно было бы назвать картину известнейшего художника-сюрреалиста Рене Магритта «Соучастие» с изображением окаменевшей исполинской тиляпии (1965 год)и фильм режиссёра Безрукова «Шагреневая кость» (1993 год), в котором тиляпия снялась в одной из ролей второго плана.

Культурный обзор

Тиляпия из-за своей выносливости и всеядности в исторические времена была чрезвычайно распространена и встречалась практически по всему бассейну Нила.

Благодаря своему яркому, запоминающемуся образу жизни и поведению она, (наряду с тетраодоном фахак) была самой распространённой разновидностью рыб в египетской письменности и искусстве.

Несмотря на довольно невзрачный внешний вид, отсутствие ярких плавников или контрастной окраски, для тиляпии нильской ещё со времён Древнего Царства около домов и в парках строили специальные бассейны, в которых их разводили и содержали, как священное (тотемное) животное.

Первые известные фрески с изображениями этих рыб, находящихся в искусственных водоёмах, относятся к XV в. до н.э. (времена царицы Хатшепсут и Аменхотепа II), но они, несомненно, существовали и ранее.

Более того, тиляпию нильскую не только содержали в богатых домовладениях и изображали на стенах гробниц, её формализованный образ прочно вошёл в древнеегипетскую письменность в качестве одного из составных иероглифов. Сам по себе иероглиф, соединявший в себе два значка, расположенных друг над другом: вода и рыба с высоким плавником (тиляпия нильская) расшифровывался как слог «инт».

Постепенно упрощаясь и видоизменяясь вместе с развитием письменности, этот иероглиф во времена Среднего и Позднего Царства произносился уже как «ин», а в египетской скорописи имел вид двух кривых полос, расположенных друг над другом (одна из этих полос в форме петли — изображала тиляпию).

Самка этого вида имеет яркую особенность поведения, прекрасно известную зоологам. От всех опасностей и превратностей судьбы она спасает сначала икру, а потом и стайку проклюнувшихся мальков — у себя во рту. При этом она проявляет чудеса самоотверженности и иногда более недели не принимает пищи.

Понятно, что эта поразительная особенность не ускользнула от внимания наблюдательных египтян и многократно была воспроизведена в качестве одного из излюбленных сюжетов настенных росписей, орнаментов и мелких декоративных изделий.

Нередко самые разные предметы представляют собой натурально воспроизведённый или стилизованный мотив, где хорошо узнаваемые образы тиляпии, расположенные в круге или друг напротив друга, касаются ртом небольшого шарового скопления, в котором легко можно опознать в той или иной степени формализованный образ слипшейся икры.

Как это довольно часто случалось, весьма далекий от оригинала (и искажённый) отклик на наблюдения египтян о необычном поведении нильской тиляпии можно найти у Геродота. В его полуфантастическом изложении этот сюжет выглядел примерно так: когда самки некоторых крупных рыб спускались по Нилу к морю, в момент оплодотворения они глотали семя, извергаемое самцами, а те, в свою очередь, наоборот, забирали в рот икру, оставленную самками в реке на обратном пути.

Можно сделать вывод, что знание именно этой интереснейшей особенности размножения и защиты потомства, а также развитая символика избражений нильской тиляпии сказалась в том числе и на образах религии египтян.

Зарождение новой жизни, следующее за ним поглощение (тьма) и новое возрождение на свет, которое происходит немного позднее, на самом деле является аллегорией основных элементов суточного солнечного цикла, в котором небесная мать поглощает светило (шар жизни) на закате и даёт ему рождение на рассвете.

Кроме того, эта тема объясняет другой весьма распространённый декоративный мотив, в котором тиляпия, представленная с цветком лотоса во рту, является общеизвестным символом возрождения, новой жизни после смерти.

Ещё один замечательный сюжет, связанный с тиляпией, правда, в сочетании с другой небольшой нильской рыбой — латесом, довольно часто можно встретить в гробницах или настенных росписях, так или иначе посвящённых погребальным обрядам.

Главный герой этой сцены, умерший человек, изображается один или (чаще) в виде двух одинаковых фигур, вторая из которых его двойник (или «ка»). Стоя на берегах Нила друг напротив друга, эти двое, по всей видимости, занимаются рыбной ловлей, причём один из них всегда ловит тиляпию, а второй — латеса.

В аллегорической форме эта картина означает выбор человека между своей душой вчерашней и завтрашней, между путём земной жизни и дорогой мира иного.

Довольно часто символика египетских фресок переходила в образы раннего и средневекового христианства. Самым известным примером в этом смысле являются дошедшие до наших времён фрески знаменитой базилики Сан-Мадлен (или, говоря проще, Марии Магдалины) в Везле 1120 г. постройки.

Те же самые две рыбы — тиляпия и латес — нарисованы во втором знаке большого Зодиака, обрамляющего образ «Христа в силах» как символ власти над миром здешним и загробным.

Несколько более скромные легенды связаны с «библейским» и «евангельским» прошлым рыбы-тиляпии. В частности, одно из самых распространённых сегодня ресторанных названий тиляпии выглядит так: Рыба Святого Петра.

Это имя тиляпии очень распространено в Израиле, а также южной Европе. По евангельскому преданию, тиляпию много раз ловил Святой Пётр, который по первой своей профессии был рыбаком.

guide-israel.ru

Рыба Святого Петра - Туризм

Рыба в израильских краях водится разная, есть морские виды, попадающие в сети наших рыбаков, промышляющих в соленых водах Средиземного моря, есть виды пресноводные, обитающие в верхнем русле реки Иордан, в озере Кинерет и в бассейнах специальных питомников.

Израильская кухня очень многогранна. Страна, собравшая миллионы людей со всех "краев планеты", впитала в себя культуру и обычаи многих народов мира. Прогуливаясь по улицам и переулкам Тель-Авива или Иерусалима, вы можете встретить бок о бок рестораны французской, итальянской, марокканской, йеменской и т.п. кухонь. Еда есть, без преувеличения, на любой вкус.

Особенной популярностью здесь пользуется, так называемая, ливанская кухня. Это интересная смесь арабской и средиземноморской кулинарии, где вы найдете традиционные хумус, фалафель, кебабы, бараньи ребра, куриный шашлык, острые салаты и, вместе с тем, обилие зелени с оливковым маслом, сыры коровьи и овечий халлуми, баклажаны, картофель, рис и множество рыбы и морепродуктов.Рыба в наших краях водится разная, есть морские виды, попадающие в сети наших рыбаков, промышляющих в соленых водах Средиземного моря, есть виды пресноводные, обитающие в верхнем русле реки Иордан, в озере Кинерет и в бассейнах специальных питомников.Об одной такой пресноводной рыбе я хочу рассказать подробнее, ибо мало тех, кто, побывав в Израиле, не попробовал знаменитую рыбу Св. Петра.

Названий у нее несколько. На иврите она амнун, по-арабски мушт (гребенка, т.к. имеет острый спинной плавник, похожий на расческу), а научное ее названиетиляпия пресноводная из семейства цихлид.

Подробно о тиляпии можно узнать здесь. В евангельские времена рыболовство на озере Кинерет (Галилейское море) кормило не только жителей Галилеи и Иудеи, но и поставляло продукцию в римские провинции Малой Азии. В селении Магдала (Мигдаль) рыбу так искусно засаливали, что она пользовалась популярностью в самом Риме.

Вот, что мы можем почерпнуть из Священного Евангелия о рыбе и рыбаках Галилейского моря:

Большинство учеников Иисуса Христа были рыбаками, как будущие апостолы Симон (Петр) и Андрей, Яаков и Иоанн сыны Зеведея:"Проходя же близ моря Галилейского, Он увидел двух братьев: Симона, называемого Петром, и Андрея, брата его, закидывающих сети в море, ибо они были рыболовы, 19 и говорит им: идите за Мною, и Я сделаю вас ловцами человеков. 20 И они тотчас, оставив сети, последовали за Ним. 21 Оттуда, идя далее, увидел Он других двух братьев, Иакова Зеведеева и Иоанна, брата его, в лодке с Зеведеем, отцом их, починивающих сети свои, и призвал их. 22 И они тотчас, оставив лодку и отца своего, последовали за Ним." От Матфея (4:18)

В их сети попадалась разная рыба, но основной улов всегда составляла тиляпия. Возможно, тиляпией были и те две рыбки, которыми вместе с пятью лепешками Христос накормил множество народа, пришедшего слушать его проповедь: "Иисус, выйдя, увидел множество народа и сжалился над ними, потому что они были, как овцы, не имеющие пастыря; и начал учить их много. 35 И как времени прошло много, ученики Его, приступив к Нему, говорят: место здесь пустынное, а времени уже много, — 36 отпусти их, чтобы они пошли в окрестные деревни и селения и купили себе хлеба, ибо им нечего есть. 37 Он сказал им в ответ: вы дайте им есть. И сказали Ему: разве нам пойти купить хлеба динариев на двести и дать им есть? 38 Но Он спросил их: сколько у вас хлебов? пойдите, посмотрите. Они, узнав, сказали: пять хлебов и две рыбы. 39 Тогда повелел им рассадить всех отделениями на зеленой траве. 40 И сели рядами, по сто и по пятидесяти. 41 Он взял пять хлебов и две рыбы, воззрев на небо, благословил и преломил хлебы и дал ученикам Своим, чтобы они раздали им; и две рыбы разделил на всех. 42 И ели все, и насытились. 43 И набрали кусков хлеба иостатков от рыб двенадцать полных коробов. 44 Было же евших хлебы около пяти тысяч мужей." От Марка (6:34)

Воскресший Христос, явившись ученикам на берегу Кинерета, помогает получить богатый улов и угощает их приготовленными хлебами и рыбой: "… были вместе Симон Петр, и Фома, называемый Близнец, и Нафанаил из Каны Галилейской, и сыновья Зеведеевы, и двое других из учеников Его. 3 Симон Петр говорит им: иду ловить рыбу. Говорят ему: идем и мы с тобою. Пошли и тотчас вошли в лодку, и не поймали в ту ночь ничего. 4 А когда уже настало утро, Иисус стоял на берегу; но ученики не узнали, что это Иисус. 5 Иисус говорит им: дети! есть ли у вас какая пища? Они отвечали Ему: нет. 6 Он же сказал им: закиньте сеть по правую сторону лодки, и поймаете. Они закинули, и уже не могли вытащить [сети] от множества рыбы. 7 Тогда ученик, которого любил Иисус, говорит Петру: это Господь. Симон же Петр, услышав, что это Господь, опоясался одеждою, — ибо он был наг, — и бросился в море. 8 А другие ученики приплыли в лодке, — ибо недалеко были от земли, локтей около двухсот, — таща сеть с рыбою. 9 Когда же вышли на землю, видят разложенный огонь и на нем лежащую рыбу и хлеб. 10 Иисус говорит им: принесите рыбы, которую вы теперь поймали. 11 Симон Петр пошел и вытащил на землю сеть, наполненную большими рыбами, [которых было] сто пятьдесят три; и при таком множестве не прорвалась сеть. 12 Иисус говорит им: придите, обедайте. Из учеников же никто не смел спросить Его: кто Ты?, зная, что это Господь. 13 Иисус приходит, берет хлеб и дает им, также и рыбу."  От Иоанна (21:2)

А вот этот эпизод очень интересен и, возможно, дает объяснение, почему эту рыбу стали называть рыбой Святого Петра"Когда же пришли они в Капернаум, то подошли к Петру собиратели дидрахм и сказали: Учитель ваш не даст ли дидрахмы? 25 Он говорит: да. И когда вошел он в дом, то Иисус, предупредив его, сказал: как тебе кажется, Симон? цари земные с кого берут пошлины или подати? с сынов ли своих, или с посторонних? 26 Петр говорит Ему: с посторонних. Иисус сказал ему: итак сыны свободны; 27 но, чтобы нам не соблазнить их, пойди на море, брось уду, и первую рыбу, которая попадется, возьми, и, открыв у ней рот, найдешь статир; возьми его и отдай им за Меня и за себя."  От Матфея (17:24)

Оказывается, у тиляпии есть такая особенность: она хватает ртом, а иногда и проглатывает блестящие предметы, которые находит на дне. Рыбакам попадаются рыбины с такими "кладами", известно это было и Христу.

И сегодня на берегу Кинерета можно полакомиться легендарной рыбой: тиляпия входит в меню многих местных ресторанчиков.

Григорий Тышлер, фото автора

tourism.zahav.ru

Варварка - Рыба Петра?

 

Рыба святого Петра

Путешествуя по Святой земле, а особенно рядом с побережьем Галилейского моря,  в большинстве ресторанов вы с удивлением обнаружите в меню блюдо «рыба святого Петра».  Свежеприготовленная, эта рыба необыкновенно вкусна. Но при чем  же здесь апостол Петр?

Ключ к разгадке в библейском отрывке, где описан случай, когда Петр пришел в город Капернаум, расположенный на побережье Галилейского моря, и его спросили, заплатит ли Иисус налог на храм. Позднее Иисус Христос объяснил, что он, как Сын Бога, не обязан платить такого рода налоги. Однако, чтобы это ни у кого не вызвало преткновения, он велел Петру сходить к морю, забросить удочку, взять первую пойманную рыбу и заплатить налог той монетой, которую Петр найдет у рыбы во рту.

Именно с этим описанным в Библии случаем и связано название «рыба святого Петра». Какую же рыбу поймал Петр?

В Галилейском море встречается около 20 видов рыб. Но рыба, пойманная Петром, могла принадлежать только к какому-то из 10 этих видов, которые, в свою очередь, относятся к 3 группам промысловых рыб.

Самая многочисленная из этих групп — тилапии. (По-арабски — «мушт», или «гребенка». У пяти видов тилапий, относящихся к этой группе, спинной плавник напоминает гребень.) Рыбы одной из разновидностей тилапий достигают в длину 45 сантиметров и весят около двух килограммов.

Вторая группа — киннерефские (галилейские) сардины. Эта рыба похожа на мелкую сельдь. В разгар промыслового сезона каждую ночь улов достигает многих тонн, что в год составляет примерно тысячу тонн. С давних пор эту рыбу принято мариновать.

Третья группа — барбусы, или усачи. В углах рта у этих рыб есть усы, вот почему на семитических языках ее название означает «волосы». Питается она моллюсками, улитками и мелкой рыбой. Барбус может достигать в длину 75 сантиметров и весить более 7 килограммов. Блюда из этой мясистой рыбы евреи нередко подают к столу по субботам и другим праздничным дням.

Кроме упомянутых трех групп промысловых рыб, в Галилейском море обитает минья — самая крупная в этом водоеме рыба. Ее длина — до 1,2 метра, а вес около 11 килограммов. Но по Моисееву закону минья считалась нечистой, поскольку у нее нет чешуи. Поэтому евреи ее не едят. Значит, Петр, скорее всего, поймал не минью.

Какую же рыбу поймал Петр? Принято считать, что Петр поймал тилапию, и в ресторанах на побережье Галилейского моря именно ее подают под названием «рыба святого Петра». В ней мало костей, поэтому ее легко готовить и приятно есть.

Поймал ли Петр именно тилапию?

Тилапия питается планктоном и не интересуется другими видами корма. Поэтому ее ловят сетями, а не удочкой. Следовательно, она вряд ли подходит на роль «рыбы святого Петра». Это же можно сказать и о сардине, поскольку по величине она слишком маленькая. Остается только усач, и, по мнению многих, Петр, вероятнее всего, поймал именно эту рыбу. С незапамятных времен галилейские рыбаки ловили на удочку усачей, которые являются хищниками и питаются мелкими донными животными. При этом в качестве наживки они насаживают на крючок сардину. Вывод: скорее всего, Петр поймал именно усача.

А когда на побережье озера стали приезжать паломники, а за ними и туристы, владельцы местных ресторанов не нашли ничего лучшего, как назвать тилапию "рыбой святого Петра“. Этой рыбе, самой распространенной и самой легкой в приготовлении, дали интригующее название дабы на нее повысить спрос.


Смотрите также

 

..:::Новинки:::..

Windows Commander 5.11 Свежая версия.

Новая версия
IrfanView 3.75 (рус)

Обновление текстового редактора TextEd, уже 1.75a

System mechanic 3.7f
Новая версия

Обновление плагинов для WC, смотрим :-)

Весь Winamp
Посетите новый сайт.

WinRaR 3.00
Релиз уже здесь

PowerDesk 4.0 free
Просто - напросто сильный upgrade проводника.

..:::Счетчики:::..