Начальная

Windows Commander

Far
WinNavigator
Frigate
Norton Commander
WinNC
Dos Navigator
Servant Salamander
Turbo Browser

Winamp, Skins, Plugins
Необходимые Утилиты
Текстовые редакторы
Юмор

File managers and best utilites

Конспект занятия по теме: «Кто такие рыбы?». Рыбы конспект


Конспект занятия по теме: «Кто такие рыбы?»

Конспект интегрированного занятия по теме: «Рыбы»

Цель: Познакомить детей с разнообразным миром рыб.

Задачи: Развивать внимание, память, воображение. Учить детей изображать рыб с помощью различных материалов (пластилин, бумага, акварель) . Воспитывать интерес к разнообразию подводного мира.

Содержание организованной деятельности детей:

1. Отгадайте загадку:

Без воздуха живёт,

Холодная, как лёд,

Не хочет пить, а пьёт.

Бронёй блестит, но не звенит

И всё молчит, молчит.

-Молодцы! Сегодня мы с вами поговорим о рыбах.

Рыба живет в воде. На суше жить не может. Есть про рыбу такая загадка:

Крылья есть, да не летает,

Глаза есть, да не мигает,

Ног нет, да не догонишь. - «Крылья» есть, да не летает. Что это за крылья? (плавники).

- Не ходит, не летает, но двигается быстро. Как она перемещается? (плавает). - Есть хвост. Для чего рыбам хвост? (руль).

- Одежда из «монеток». Из каких монеток эта одежда? (это чешуя).

-Рыба живет в воде. Где может жить рыба? (в аквариуме, в море, в озере, и т д.) .

Рыбы, живущие в море называются -морские, в реке-речные, в аквариуме- аквариумные.

- Дети, как вы думаете, чем рыбы питаются?

- А вы знаете, что рыбы бывают хищные и травоядные.

- Каких хищных рыб вы знаете?

В воде живет много самых разных рыб. Есть рыбы съедобные для человека. Рыбаки их ловят, а мы покупаем, готовим и едим. Это хамса, сельдь, бычки, ставрида, камбала и другие.

Есть рыбы опасные. Они могут уколоть ядовитым шипом, как морской кот и морской дракон; и даже ударить током, как скат. Рыбаки их не ловят, ведь встреча с такими рыбами очень неприятна.

2. Физкультминутка

Рыбка плавает в водице

Рыбке весело играть

Рыбка, рыбка озорница

Мы хотим тебя поймать.

Рыбка спинку изогнула,

Крошку хлебную взяла.

Рыбка хвостиком махнула,

Рыбка быстро уплыла.

И тог:

- О ком мы сегодня говорили?

- Что нового мы узнали о рыбах?

Ещё у нас получилась вот такой аквариум- коллективная работа:

Конспект занятия по теме: «Кто такие рыбы?»

Цель: формировать представления детей о рыбах: строение, способ размножения, питание.

Задачи:

Образовательная: Учить выделять характерные признаки различных рыб; классифицировать рыб (морские, пресноводные, аквариумные).

Развивающая:Развивать умение наблюдать, анализировать, делать выводы, активизировать речевую деятельность детей.

Воспитательная:Воспитывать бережное отношение к природе, формировать чувство прекрасного, гармонии в природе.

Материалы:видеопрезентация

Словарная работа:

Уточнить понятия: чешуя, жабры, морские и пресноводные рыбы; ввести обобщающее понятие – «рыбы», «водоемы».

- Ребята, сегодня мы с вами отправимся в водное путешествие. А на чем мы с вами поплывем?

Ответы детей: пароход, корабль, лодка.

- Правильно, сейчас мы с вами отправляемся в путешествие на моторной лодке.

- Приготовьтесь, взяли руль в руки, завели мотор (Дети произносят звук «ррр…»). Осторожно! Поворот - направо, потом - налево, еще раз - направо, еще раз - налево, теперь держим курс прямо; приглушаем мотор… (дети произносят звук «ррр…» всё тише и тише).

- И вот мы с вами оказываемся на водоеме

- Ребята, как вы думаете, что это за водоем?

Ответы детей: река, пруд, озеро.

- Действительно ребята, мы оказались на пресноводном водоеме (река или озеро). Посмотрите, как разнообразен и прекрасен животный, растительный мир на водоеме!

- Обратите внимание, как будто водоем делится на две части: одна часть – надводная и прибрежная, почти не различимы, другая – подводный мир.

- Назовите мне обитателей надводного мира, которых вы видите на картине.

Ответы детей: насекомые (водомерки, бабочки и стрекозы и др.), лягушки, цапли, бобры, кувшинки, лилии и др.

- Назовите мне обитателей подводного мира, которых вы наблюдаете.

Ответы детей: улитки, раки, речные рыбы, жук – плавунец, водоросли и др.

Игра называется «Что мы знаем о рыбах». За каждый правильный ответ команде также дается 1 очко.

- Где живут рыбы? (в аквариуме, пруде, реке, озере, море)

- Чем покрыто тело рыб? (чешуей)

- Как рыбы передвигаются в воде? (с помощью плавников и хвоста)

- С помощью чего дышат рыбы? (с помощью жабр)

- Как называются рыбы, живущие в море? (морские)

- Как называются рыбы, которые живут в пресноводных водоемах? (пресноводные)

- Как называются рыбы, живущие в аквариуме? (аквариумные)

- Перечислите, каких аквариумных рыб вы знаете. (Золотая рыбка, сомик, неон, скалярии, гуппи и др.)

- Чем рыбы отличаются от зверей? (не могут передвигаться по земле, нет лап)

- Чем люди ловят рыб? (сетями, удочками)

- Как можно приготовить рыбу? (варят, солят, жарят)

- Как называется человек, ловящий рыбу? (рыболов, рыбак)

- А сейчас немножко давайте отдохнем.

Физкультминутка «Рыбка в озере жила».

Рыбка в озере жила,

Рыбка к берегу плыла,(ноги на ширину плеч, руки на поясе, наклоны в стороны)

Хвостиком виляла,

Корм себе искала.(прыгаем ноги в стороны, вместе)

Возле берега червяк,

Извивается вот так,(руки на поясе; совершаем круговые движения бедрами влево и вправо)

Рыбка подплывает,

Червяка хватает.(разъединяем запястья рук (открытая пасть) и соединяем (закрытая пасть))

Дернул леску рыбачек,

Да сорвался червячок,(хлопаем в ладоши перед грудью и за спиной)

Рыбка не попалась,

С червяком осталась.(совершаем волнообразные движения ладошками, сложенными вместе: имитация движения рыбки)

ЗАГАДКИ

1. На дне, где тихо и темно, лежит усатое бревно. (Сом)

- Правильно, это речная рыба. Тело сома покрыто очень толстой кожей, на которой нет чешуи.

2На дне лежит один плоский блин. (Камбала)

- Камбала - морская рыба. Мелкие камбалы встречаются на мелководье, крупные живут в глубоких водах. Камбала может менять окраску под цвет дна, что помогает ей защититься от врагов. Прячась в песок, камбалы засыпают себя песком, взрыхляя её плавником.

3.Драчун и забияка, живет в воде,

Кости на спине. И щука не проглотит. (Ерш)

- Острые, колючие плавники защищают ерша от врагов. Иногда ерша называют морским ежом.

4.Хвостом виляет, зубастая, а не лает. (Щука)-

Щука – одна из крупных речных рыб.

5.Живу глубоко. Плыву легко,

Зубастая, большая, я рыба морская. (Акула)

- Акулы – отличные пловцы с обтекаемой формой тела. В их пасти несколько рядов острых зубов для захвата добычи. Новые зубы вырастают на месте старых, по мере их выпадения. Китовая и гигантская акулы – сааме большие рыбы.

6.Я всеми и всегда узнаюсь без труда.

Полосатый пиджачок, ярко-красный плавничок. (Окунь)

- Правильно, это речная рыба. Тело окуня покрыто очень колючей чешуей.

- Наконец, ребята, последнее испытание. Давайте выясним, чем все рыбы похожи. Для этого составим модель рыбы (зарисуем) и назовем ее части тела.

1-ая картинка – у рыбы есть тело (зарисовываем вместе со мной).

2-ая картинка – тело рыбы покрыто чешуей.

3-ая картинка – с помощью плавников и хвоста рыба перемещается в воде.

4-ая картинка – у рыб есть жабры.

5-ая картинка - рыбы дышат кислородом (дети вместе с педагогом поэтапно зарисовывают).

- А теперь давайте посмотрим, как вы зарисовали модель рыбы (дети свои рисунки вывешивают на доску).

Итог занятия:

- Что общего у всех рыб? (строение, среда обитания)

- Чем отличаются рыбы? (окраской, размером, формой (тела, плавников и хвоста)

- Ответьте на самый главный вопрос: «Кто такие рыбы?» (животные)

infourok.ru

Конспект урока на тему "Кто такие рыбы"

Тема урока: «КТО ТАКИЕ РЫБЫ?»

Тип урока: Изучение нового материала

Цели:

  1. Познакомить детей с общими признаками и разнообразием рыб

  2. Учить описывать рыб по плану

  3. Приводить примеры речных и морских рыб

  4. Продолжить освоение моделирования.

Планируемые

а) предметные результаты:

  • распознавать рыб среди других животных;

  • приводить примеры речных и морских рыб;

  • описывать рыб по плану;

  • узнавать рыб на рисунках;

  • использовать атлас-определитель для узнавания рыб.

б) метапредметные результаты:

  • понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

  • рассматривать иллюстрации учебника;

  • извлекать из них нужную информацию;

  • моделировать строение чешуи рыбы с помощью кружочков из фольги;

  • осуществлять самопроверку;

  • описывать рыб по плану;

  • отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке.

в) личностные результаты:

1. Организационный момент.

Долгожданный дан звонок –

Начинается урок! СЛАЙД

- Сейчас урок окружающего мира.

- Сегодня у нас необычный урок. К нам пришли в гости учителя нашей школы, ваши воспитатели из детского сада. Все хотят посмотреть на вас, стали ли вы учениками. Повернитесь и кивком головы поздоровайтесь с гостями.

2. Актуализация знаний.

- Сегодня мы будем продолжать изучать природу, которая нас окружает. А о чем будем говорить попробуете отгадать сами, сначала вспомним что изучали на прошлом уроке.

- Посмотрите на экран , кого можно назвать лишним? (щука) СЛАЙД

- Как назовем всех остальных? Почему вы так решили? ( у них 6 ног.)

3. Самоопределение к деят-и.

- Почему щука лишняя ? (это рыба)

- О кем мы будем говорить на уроке? (о рыбах) СЛАЙД

- Вспомните сказки, в которых упоминаются рыбы ( «Сказка о рыбаке и рыбке», «По щучьему велению»)

- А еще о рыбах есть много пословиц . Вот например такая: ЧТОБ РЫБКУ СЪЕСТЬ,НАДО В ВОДУ ЛЕЗТЬ.

- Кто попробует объяснить смысл этой пословицы?

- А все ли мы знаем о рыбах? А хотите узнать?

- А что бы вы хотели узнать? ( Где живут? Как передвигаются? Какие рыбы существуют? Строение)

- откройте учебник на стр 34. Прочитайте тему урока. Какие учебные задачи поставим перед собой?

Совпали ли наши вопросы с вопросами учебника? Какие еще вопросы можно было задать?

4. Работа по теме урока.

1. Работа по учебнику.

- Как можно отличить рыб от других животных? (нет ног, живут в воде)

- О рыбах есть много загадок. Я прочитаю вам загадки о рыбах , а вы должны попробовать догадаться по каким словам можно понять, что речь идет о рыбах:

В воде они живут,

Нет клюва, а клюют.

- По каким словам можно догадаться, что речь идет о рыбах? (в воде живут)hello_html_5d53a360.png

У родителей и деток

Вся одежда из монеток.

-А в этой загадке по каким словам догадались, что речь идет о рыбах? (золотые монетки)

Что имеется ввиду под словами «золотые монетки»? ( есть чешуя)hello_html_5d53a360.png

- Муравьишка Вопросик предлагает нам рассмотреть рисунок на с. 34 и познакомиться со строением рыбы.

- Будем работать в парах: один читает подпись к рисунку, а другой показывает , затем наоборот.

- А теперь я буду показывать на часть тела рыбы, а вы называть её. СЛАЙД : голова, туловище, жаберные

крышки, плавники, хвост

- Плавники и хвост помогают рыбе плавать.

Плавники у рыбы как рули: помогают поворачивать налево, направо.

Хвостовой плавник толкает рыбу вперед.

2. Работа по карточкам

- Чем покрыто тело рыбы? (чешуей).

- Посмотрите, как при увеличении выглядит чешуя рыб. СЛАЙД

Чешуя ложится на тело рыбы в определенном порядке. Чешуйки у рыбы круглые, ложатся плотно друг под друга, вот так: ПОКАЗЫВАЮ ООО

- Сейчас я проверю, как вы были внимательны:

на столах у вас лежат листочки, где изображена чешуя рыбы, вы должны закончить рисунок.

Берем в руки простой карандаш и начинаем дорисовывать чешую.

- А теперь проверим, посмотрите на экран (ЩЕЛК. )

- Я хочу узнать, все ли справились с заданием, покажите кружок для самооценки. ООО

- А для чего рыбе нужна чешуя?

- Чешуя защищает тело рыб от повреждений Откуда могут появиться повреждения у рыбы?

- Защищает от микробов hello_html_m7d051def.png,

придает телу упругость hello_html_m7d051def.png ,

обеспечивает рыбе большую скорость передвиженияhello_html_m7d051def.png.

- А как думаете , как можно определить сколько лет прожила рыба?

Определить сколько лет рыбе можно посмотрев на её чешую. Летом рыба растет быстр, поэтому колечко на чешуе широкое, а зимой почти не растет, поэтому колечко узкое. Вот по этим колечкам на чешуе мы и можем узнать сколько рыбе лет.

Ф/М

- Посмотрите на слайд СЛАЙД

- Почему рыбы разделены на 2 группы? (речные и морские) hello_html_m71036133.pnghello_html_m71036133.png

- Почему называют речными? Морскими? (одни живут в море, а другие в реке, озере, пруду)

- А чем морская вода отличается от воды в пруду, озере и реке? ( в море вода соленая hello_html_m7d051def.png, а в пруду, озере и реке- преснаяhello_html_m7d051def.png)

-Каких морских рыб вы знаете? (перечисление, живут только в соленой воде!!!)

- Прочитайте названия морских рыб. (щелк.)

Камбала hello_html_2975201c.png— морская рыба. Мелкие камбалы встречаются на мелководье, крупные живут в глубоких водах. Камбала может менять окраску под цвет дна, что помогает ей защититься от врагов. Прячась в песок, камбалы засыпают себя песком, взрыхляя ее плавниками.

Акулы hello_html_2975201c.png- отличные пловцы . В их пасти несколько рядов острых зубов для захвата добычи. Новые зубы вырастают на месте старых по мере их выпадения. Китовая и гигантские акулы – самые большие рыбы. Тело акулы не имеет чешуи. Ее тело на ощупь напоминает наждачную бумагу.

-Каких речных рыб вы знаете? (перечисляют, живут только в пресной воде!!!)

- Прочитайте название речных рыб. (щелк)

Тело сома hello_html_271568f2.png покрыто очень толстой кожей, на которой нет чешуи. А Еще у сома есть длинные усы.

Острые, колючие плавники защищают ерша hello_html_2975201c.pngот врагов.

У щуки hello_html_2975201c.pngдлинное тело. Щука одна из крупных речных рыб. У неё очень острые зубы.

- К каким видам рыб относится камбала и акула? (морские рыбы)

- К каким видам рыб относится сом, ерш и щука? (ручные рыбы)

Ф/М пассивная

4. Работа в рабочей тетради.

- Сейчас проверим, как вы внимательно слушали меня и своих одноклассников. СЛАЙД ( с начала урока)

- Открываем стр.24 в рабочей тетради. Находим рамочку в которой изображены силуэты рыб.

У вас на столе лежат цветные карандаши: синий и зелёный.

Если рыба речная, то кружок раскрашиваем зеленым цветом, а если морская, то синим цветом.

Я буду загадывать загадки , а вы отгадываете о какой рыбе говорится, находите её силуэт, определяете морская она или речная и раскрашиваете О .

На дне, где тихо и темно,

Лежит усатое бревно.

(Сом.)

На дне один

Лежит плоский блин.

(Камбала.)

Драчун и забияка

Живет в воде,

Кости на спине,

И щука не проглотит.

(Ерш.)

Хвостом виляет,

Зубастая, а не лает.

(Щука.)

Живу глубоко.

Плыву легко,

Зубастая, большая,

Я рыба морская.

(Акула.)

-А теперь проверим (СЛАЙД) : 1. - Проверьте правильно ли вы определили морских и речных рыб:

- Сравните цвет своих кружков с кружками на слайдах. Оцените себя ООО

2. А теперь я хочу проверить, как вы запомнили внешний вид рыб:

возьмите в руки веера с цифрами и покажите, под какой цифрой изображен : ёрш, акула, камбала, сом, щука. Оцените себя, с помощью кружков, всех ли рыб вы узнали правильно. ООО

- А сейчас игра. Проверим, как научились различать разные группы животных: если услышали название рыбы- прыжок, если животное другой группы, то руки поднимаем вверх: ЁРШ, ЗМЕЯ, АКУЛА, КАМБАЛА, ПАУК, ЩУКА, СОРОКОНОЖКА, РАК, СОМ, БОГОМОЛ, КАРАСЬ.

5.  Итог урока.

- Что нового вы узнали о рыбах?

- Для чего рыбам нужны чешуя?

- Назовите части тела рыб.

- Названия каких рыб запомнили?

- Кто же такие рыбы?

6. Самооценивание.

- Оцените свою работу на уроке ООО

infourok.ru

Конспект урока по окружающему миру на тему "Рыбы"

Конспект урока по окружающему миру на тему «Рыбы»

Цель: создать условия для ознакомления учащихся с обитателями водоёмов (рыбы), образом их жизни.

Предметные: сформировать у детей первоначальное представление о рыбах как о части животного мира, различать признаки данного вида животных.

Метапредметные задачи урока:

Познавательные: создать условия для развития умений логически выстраивать результаты изученного на уроке, для формирования умений рефлексии и сравнения.

Регулятивные: стимулировать учащихся к планированию своих действий; прогнозировать и оценивать свою деятельность.

Коммуникативные: способствовать выработке умений коллективной учебной работы. Стимулировать потребность в пользовании дополнительными источниками информации.

Личностные: стимулировать эмоциональные отношения, заинтересовывать в решении социальных экологических задач.

Оборудование: ИКТ, рабочие тетради, учебник, индивидуальные карточки.

Планируемые результаты учащихся: учатся различать обитателей водоёмов; применять полученные знания при выполнении нестандартных заданий.

Ход урока.

1- Организационный момент.

Прозвенел уже звонок,

Сядьте тихо и неслышно,

И скорей начнём урок.

Будем мы читать, трудиться,

Ведь заданья нелегки.

Нам, друзья, нельзя лениться,

Так как мы ученики.

2 - Проверка домашнего задания.

3. Самоопределение к деятельности

-Перечислите животных живого уголка.

-О каком животном вы приготовили рассказ? (Учитель заслушивает подготовленные рассказы детей)

Кто одни из самых многочисленных интересных жителей воды?-Расшифруйте слова на доске и вы поймёте, о ком пойдёт сегодня речь.

МОС, ШРЁ, ЗАНАС, КАЩУ, ТИК, ПАРК (сом, ёрш, сазан, щука, кит, карп )

Плавно под мостиком

Я виляю хвостиком.

По земле не хожу,

Рот есть – не говорю,

Глаза есть – не мигаю,

Крылья есть – не летаю.

(Рыба.)

(в озёрах, прудах, реках, и океанах и даже в аквариумах)

  • У кого из вас есть дома аквариум?

  • Какие рыбки есть у тебя, как ты за ними ухаживаешь?

  • Какие цели, задачи мы поставили перед собой сегодня на уроке?

(рассмотреть рыб их строение, приспособление к водной среде, Чем питаются, какразмножаются)

Физминутка для глаз.

4 Работа над темой урока

- Что вы знаете о рыбах? (Живут в воде; есть жабры, плавники, хвост, чешуя; размножаются икрой; питаются водорослями, червями, большая рыба ест маленькую; человек употребляет в пищу; существуют разные виды рыб; не издают звуков).

- Сегодня мы постараемся найти ответы на эти вопросы, давайте посмотрим, какую информацию нам даёт учебник.

- Откройте в учебнике статью под названием «Рыбы». Рассмотрите рисунки. Чьё изображение видите? (Лебедь, бобр, морской конёк, летучая рыбка, крокодил.)

- Что объединяет этих животных? (Жизнь этих животных связана с водой.)

- Назовите только рыб. По каким признакам вы отнесли этих животных к рыбам? (Тело рыб покрыто чешуёй, есть жабры, плавники, хвост.)

- Давайте прочитаем, что написано об отличительных признаках рыб в статье учебника.

- Что же способствует быстрому передвижению рыб в воде? (Покров из чешуи и слизи. Форма тела. У большинства рыб тело удлинённое, сжатое с боков. Голова плавно переходит в туловище, туловище – в хвост).

Дополнение учителя:

- Шеи у рыб нет. Как вы думаете, почему?

- С длинной и гибкой шеей, отделяющей голову от туловища, тело животного перестало бы быть цельным и крепким клином, который легко пробивает себе дорогу в толще воды.

- Давайте рассмотрим строение тела рыб. Как располагается на теле рыбы чешуя?

- Чешуя располагается на теле рыбы рядами, края чешуи налегают друг на друга, подобно черепице на крыше дома. Такое расположение чешуи облегчает плавание. Чешуя примечательна и тем, что по ней можно узнать возраст рыбы.

- Строение тела у рыб одинаковое: у всех есть голова, туловище и хвост. А по внешнему виду рыбы отличаются. Существует 25000 различных видов рыб.

- А на какие группы по месту обитания делятся все рыбы? (В каких водоёмах обитают?)

- Подумайте, почему так названы морские рыбы, изображённые на рисунках.

Рыба - молот, морской конёк, рыба - бабочка, рыба - игла, рыба - зебра, рыба - пила, рыба - ёж.

- Среди рыб есть «рекордсмены». Что обозначает это слово?

- Самая огромная рыба на Земле – китовая акула: длина её до 20 метров.

Самая крупная речная рыба – сом. Длина этого хищника достигает 5 м, а масса более 300 кг. А доживает до 40 лет.

Самой морозостойкой рыбой является редкая рыба даллия, или чёрная рыба, живущая в небольших реках и болотах Чукотки, а также у побережья Аляски. Водоёмы там промерзают до самого дна. Но это не мешает даллии. Она зарывается в ил и там зимует. Вмерзает даже в лёд. При этом промерзает настолько, что становится хрупкой. В таком состоянии находится всю зиму. Весной она оттаивает и продолжает нормально жить дальше!

«Рекордсмен» по прыжкам среди рыб – сёмга, преодолевающая в воздухе 3-4 м.

В тропиках живёт рыба-четырёхглазка: каждый глаз её поделён надвое, рыбака плавает по поверхности и верхними половинками глаз наблюдает за воздухом, а нижними половинками – за дном. Видит, что наверху и что внизу,- ничего не проглядит!

Пиранья – по-португальски значит «пират». У этих с виду безобидных рыбок мощные, как у бульдога, челюсти, усаженные крепкими, острыми зубами. Пиранья вмиг перекусит палку, толщиной в палец, да и сам палец не пожалеет. Если пираньи встретят плывущего кабана или быка, оставят от него груду обглоданных костей. Их боятся даже крокодилы. Впрочем, они вполне съедобны, только ловить их надо осторожно.

5 Работа по обучающей структуре МОДЕЛЬ ФРЕЙЕР

Мы очень много узнали сегодня про рыб, а сейчас мы проверим свои знания о рыбах

Каждый из вас возьмёт лист А4, сложите лист вчетверо. Согните внутренний угол листочка в форме треугольника, раскройте и прочертите линии сгиба. Озаглавьте 4 квадранта «Обязательные характеристики», «Необязательные характеристики», «Примеры», «Анти-примеры»

Обязательные характеристики

РЫБЫ

Необязательные характеристики

Примеры

Анти-примеры

-Вы должны написать максимальное количество обязательных характеристик рыб, которые для рыб жизненно-важные (н/р жабры, плавники и т.д.), а затем несущественно-важные характеристики в поле «Необязательные» (н/р наличие чешуи), «Примеры» (н/р осётр, карп, сом, рыба-меч и т.д.) должны включать все обязательные характеристики, а вот «Анти-примеры» могут включать и обязательные и необязательные характеристики, но примером данного понятия не являются (пингвин, крокодил, морской конёк). Вам даю 4 минуты на эту работу. Листочки подпишите и сдайте.

6. - Физминутка.

Рыбки весело резвятся,

В чистой тёпленькой воде.

То сожмутся, разожмутся,

То зароются в песке.

То плавниками шевеля,

Играют в прятки больше дня.

И никогда покоя не знает дно морское.

7. - Работа с учебником (с.92)

Знакомство с разнообразием рыб.

Назовите реки, которые протекают на территории нашей области?

Как называется река, которая протекает в нашем селе?

Самая большая река?

Знаете ли вы жителей реки Волги?

Какие же рыбы можно увидеть в реке.

Где же живёт акула?

Почему?

Какой вывод вы сделаете?

-Рыбы, живущие в реке, называются (речными)

Рыбы, живущие в море, называются (морскими)

Какая это рыба?

8.Подведение итога.

-Как рыбы дышат? (жабрами)

Рыбам, как и людям для дыхания необходим кислород, который они получают из воды.

  • Какую работу надо вести, чтобы сохранить и увеличить запас рыб в водоёмах.

  • Как вы понимаете слова «Голубой патруль »Кто в него входит?

  • Чем дети занимаются?9. - Рефлексия.

Сегодня я узнал

Было интересно

Было трудно

infourok.ru

Конспект урока на тему Кто такие рыбы?"

Конспект урока по окружающему миру в 1 классе

«Кто такие рыбы?»

с использованием ИКТ

Цель урока: формировать представления о строении и отличительных признаках рыб.

Задачи:

  • Образовательные: познакомить с общими признаками и разнообразием рыб, учить приводить примеры речных и морских рыб.

  • Развивающие: развивать способность наблюдать, мыслить, делать выводы, способствовать формированию умения выделять главное из информации учителя, развитию познавательного интереса, умения работать в группах.

  • Воспитательные : способствовать формированию бережного отношения  к природе в повседневной жизни.

Планируемые результаты:

  • Предметные: научатся узнавать рыб на рисунке; приводить примеры речных и морских рыб; получат возможность научиться понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнять; работать в группе, используя представленную информацию для получения новых знаний; рассматривать иллюстрации в учебнике, презентации, извлекать из них нужную информацию; отвечать на вопросы и оценивать свои знания.

  • Личностные: формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы; формирование уважительного отношения к иному мнению; принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и личностного смысла учения.

  • Метапредметные: регулятивные – овладеть способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, искать средства её осуществления; познавательные – освоить способы решения проблем творческого и поискового характера; овладеть логическими действиями сравнения, анализа, классификации по признакам; коммуникативные – формировать готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою, излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий.

  • Личностные: формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир, уважительного отношения к иному мнению; принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и личностного смысла учения.

Оборудование:

- таблица строения рыб;

- разборная модель строения рыбы;

- иллюстрации с изображением морских и пресноводных рыб;

- иллюстрации с изображением «необычных рыб»;

- карточки с заданиями

-персональный компьютер,

-мультимедийный проектор

Ход урока.

  1. Организационный момент.

  1. Закрепление пройденного.

- Каких животных мы изучали на прошлом уроке? (Насекомых.)

- Посмотрите на экран, кто из данных животных не является насекомым? Почему? (Паук. У него 8 ног, а у насекомых 6.)

- Назовите насекомых. Почему вы так решили? (У них 6 ног. Тело чётко делится на голову, грудь и брюшко.)

III. Актуализация знаний. Постановка цели урока.

- Послушайте загадку. Она поможет вам понять, о каких животных сегодня пойдёт речь:

В воде они живут,

Нет клюва, а клюют.

- Давайте с вами вспомним, что вызнаете, помните о рыбах? (Живут в воде. Есть хвост, плавники…)

-Вспомните сказки, в которых встречаются рыбы.

(«По щучьему велению», «Сказка о рыбаке и рыбке», «Конёк-горбунок»…)

- Существует много пословиц, в которых упоминаются рыбы. Вот некоторые из них.

Бьётся как рыба об лёд.

Как рыба в воде.

Чтобы рыбку съесть, надо в воду лезть.

- Попробуйте объяснить смысл этих пословиц.

- А всё ли мы знаем о рыбах? А хотим узнать?

- Так для чего же нам нужен этот урок? (Мы хотим узнать много интересного о рыбах.)

IY. Работа по теме урока.

  1. Знакомство со строением рыб.

- В мире существует огромное количество самых разнообразных рыб, но всё-таки мы можем обнаружить много общего в их строении.

- Посмотрим на них, что вы замечаете?

- Давайте более подробно изучим строение рыб.

(Вниманию детей предлагается разборная модель строения рыбы. Один ученик рассказывает о строении рыбы, используя эту модель.)

- Ещё раз рассмотрим строение рыбы. Откройте страницу учебника 23. В левом верхнем углу вы видите схему строения рыбы. Всё ли рассказал нам о строении рыбы докладчик?

Физминутка.

Рыбки плавают,

ныряют в тихий солнечный денек.

То согнутся, разогнутся,

То зароются в песке.

  1. Значение чешуи.

а). Загадка.

- Послушайте загадку.

У родителей и деток Вся одежда из монеток.

- О чём я прочитала загадку? (О чешуе.)

- Наличие чешуи-одна из отличительных особенностей этих животных.

- Рыбы- водные животные, тело которых почти всегда покрыто чешуёй.

- Исключения составляют такие рыбы, как сом (у него нет чешуи), акула (её тело напоминает наждачную бумагу). Можно предложить детям пощупать кусочек наждачной бумаги.

б). Моделирование чешуи.

- Для чего же рыбам нужна чешуя? (Для защиты.)

- Чешуя действительно служит рыбам для защиты. Давайте подумаем, как должны располагаться чешуйки, чтобы действительно защитить тело рыбы? (Выбираем правильный вариант расположения.)

в). Задание «Дорисуй чешуйки». (Можно раздать детям листы с контурами рыб.)

3. Знакомство с разнообразием рыб.

а). Морские и речные рыбы.

- Посмотрите на экран. Рыбы расположены не просто так, а разделены на 2 группы. Подумайте, почему? (Рыбы разделены на группы по месту обитания.)

- Справа вы видите только тех рыб, которые обитают в реках и озёрах. Для их жизни необходима пресная, то есть несолёная вода. Это щука, окунь, карась, сом, ёрш…

- Слева рыбы морские. Следовательно, для их жизни нужна вода морская (солёная). Это сельдь, акула, камбала, треска…

- Найдите на с.22-23 тех рыб, которых нет на экране. Назовите их.

Физкультминутка для глаз

Упражнение 1. Сделайте 10 колебательных движений глазами по горизонтали справа- налево, затем слева-направо.

Упражнение 2. 10 колебательных движений глазами по вертикали — вверх-вниз и  вниз-вверх.

Упражнение 3. Тоже 10, но круговых вращательных движений глазами слева-направо.

Упражнение 4. То же самое, но справа-налево.

Упражнение 5. Сделайте по 10 круговых вращательных движений глазами вначале в   правую, затем в левую стороны.

  1. Что делают рыбы зимой?

Учитель читает детям рассказ В. Иваненко «Подо льдом».

- Как собирались зимовать окуни? (В уютной яме.)

- Почему окуньку было тяжело плыть? (Не хватало воздуха.)

- Кого встретил маленький окунёк? (Своего друга.)

- Куда поплыли окуньки? (К проруби.)

- Кого встретили? (Дикого карпа.)

- Что с ним случилось? (Поймали рыбаки.)

-Кто посоветовал им бежать? (Старый ёрш.)

- Кто устроился в самой глубокой яме. (Сомы.)

- Что решили сделать окуньки? (Возвратиться к маме.)

  1. Рефлексия.

-Хочу посмотреть, какими вы были внимательными. Я буду показывать части рыбы, а вы их называйте (наоборот).

-Оцените свои достижения на уроке. (Сигнальные карточки)

  1. Подведение итогов.

- Вспомним, зачем нам нужен был этот урок? (Расширить свои знания и представления о рыбах. Узнать много нового.)

- Что нового мы узнали о рыбах? (Водные животные…)

- Для чего рыбам нужна чешуя? (Для защиты.)

- На какие две группы можно разделить рыб? (На морских и речных.)

- Назовите их.

- О каких ещё рыбах мы узнали? (О необычных.)

- Назовите их.

- Что ещё нового мы узнали? С чем познакомились? (Узнали о строении рыб.)

- Назовите части тела рыбы. (Хвост, туловище, голова.)

infourok.ru

Конспект урока на тему «КТО ТАКИЕ РЫБЫ?»

- Вы все умные ребятки! Отгадаете загадки? (слайды)

- А знаете ли вы? Загадки о рыбах.

1. Ах, какой же ты колючий! Плавники и хвост — липучки! Ты меня не проведёшь! —

Я тебя поймаю,...! (Ерш)

2. Поймать его не просто,

Не любит рисковать.

В песок всегда зароется

И от погони скроется. (Пескарь)

- Почему пескаря так назвали?

3. Хвостом виляет,

Зубаста, а не лает. ( Щука)

4. На рыбалку мы ходили,Рыбу дружно все удили.Свой рассказ ты как не крась,Но ловился лишь ... (Карась)

- Какое слово у нас получилось? Значит рыбы: ёрш, пескарь, щука, карась, где обитают ? ( В реке) Это речная рыба.

- Рассмотрите в учебнике на с. 35 на левом рисунке речных рыб. Какую рыбу мы не назвали? (Сом)

- А что вы знаете о соме?

- На дне реки лежит почерневшее полено. У одного края у полена извиваются два толстых, хорошо заметных червяка. Увидела рыбёшка червяка, подплыла. В тот же миг рванулось полено с места, у него открылась большущая пасть и проглотила рыбёшку. Вот так полено! А это и не полено вовсе, а рыба сом. И червяки – тоже не червяки, а сомьи усы. Да и тело сома без чешуи.

По сравнению с другими нашими рыбами - сом великан. Это хищник.

- Сом- неповоротливый, ленивый. Гоняться за добычей не любит, предпочитает хитрить. Затаится на дне и ждёт добычу. Может лягушку съесть, утёнка или гусёнка за лапку схватить и утащить под воду.

Дети называют по порядку рыб. (Карась, ёрш, щука, окунь, сом)

- А тепрь мы проверим как знаете других обитателей.

(Отгадывают кроссворд о морских рыбах) (слайды)

Загадки о рыбах.

  1. Вот так рыба – просто чудо!

Очень плоская, как блюдо.

Оба глаза на спине,

И живёт на самом дне.

Очень странные дела.

Эта рыба … (Камбала).

2. Словно сказочный герой,

Под водой живёт тот конь,

Гривы нет, копыт, хвоста,

И не ржёт он никогда! (морской конёк)

3. Красная рыба из семейства лососевых (горбуша)

4. Блещет в море чистом,

Спинкой серебристой. (Сельдь )

- Какое слово у нас получилось? ( Море) Значит рыбы: конёк, горбуша, камбала, сельдь, где обитают? (В море) Это морская рыба.

- Рассмотрите в учебнике морских рыб. Каких рыб мы не назвали?

- Среди этих рыб есть хищница – акула.

- Акулы - отличные пловцы с обтекаемой формой тела. В их пасти несколько рядов острых зубов для захвата добычи. Новые зубы вырастают на месте старых по мере их выпадения. Китовая и гигантская акула – самые большие рыбы.

- Авторы учебника предлагают вам рассказать об одной из рыб по плану на с. 35. (работа в парах)

Рассказы детей об одной из рыб.

Щука – речная рыба, бывает больших и средних размеров. Тело удлинённое, стекловидное, с большой головой и широкой пастью. Окраска туловища пятнистая, с тёмными полосами.

Камбала – морская рыба. Встречаются большие и маленькие рыбки. Камбала может менять окраску под цвет дна, что помогает ей защититься от врагов.

- Откройте тетради на с. 24, найдите № 1. Проведём игру «Узнай рыб по силуэтам». (слайд)

- А сейчас проведём игру на внимание. «Найди отличия в этих картинках». (слайд)

- Молодцы! Справились с заданием.

- О ком сегодня говорили на уроке? (О рыбах)

- Кто такие рыбы? (слайд)

- Приведите примеры речных рыб.

- Приведите примеры морских рыб.

globuss24.ru

Конспект занятия "Обитатели воды – рыбы"

Цель: Обобщить материал по теме: «Рыбы».

Задачи:

  • Учить детей обобщать и классифицировать (морские рыбы, аквариумные рыбы, рыбы, живущие в пресноводных водоемах).

  • Учить выделять признаки различия и сходства между рыбками.

  • Развивать мышление и память, умение анализировать, выражать их в речи. Развивать эмоциональную сферу детей.

  • Воспитывать коммуникативные качества, экологическую грамотность у детей.

Технологии: личностно-ориентированные технологии, здоровьеразвивающие технологии, технология проектирования

Материалы и оборудование: мультимедийное оборудование: интерактивная доска, проектор, компьютер; картинки с изображением рыб пресноводных, морских, аквариумных; карточки с изображением аквариумных и пресноводных рыб; макеты обитания рыб (реки, моря и аквариума).

Ход совместной деятельности:

Воспитатель загадывает загадки:

У родителей и деток

Вся одежда из монеток.

Дети: Рыбы.

Воспитатель: А как вы догадались?

Дети: Одежда из «монеток» - это чешуя, ей покрыто туловище рыбы.

Воспитатель: Закройте глаза.

Воспитатель выкладывает картинку золотой рыбки.

Воспитатель: Откройте глаза и поморгайте.

А вот и наш гость! Посмотрите внимательно на рыбку и скажите, чем она отличается от других зверей?

Дети: Туловище рыбы покрыто чешуёй.

У рыбы есть плавники.

Рыба дышит жабрами.

Золотая рыбка: Я из сказки приплыла,

Там царицею была.

Я ведь рыбка непростая,

Я ведь рыбка золотая.

- Здравствуйте, ребята! Я вижу, вы меня узнали! Да, я настоящая Золотая рыбка. Я живу в аквариуме. У меня есть много друзей. Садитесь поудобнее, я сейчас вас с ними познакомлю.

Просмотр презентации «Рыбы»

Характеристика рыб

Рыба живет в воде. На суше жить не может. Глаза есть, да не мигает. «Крылья» есть, да не летает. Что это за крылья? (плавники). Не ходит, не летает, но двигается быстро. Как она перемещается? (плавает). Есть хвост. Для чего рыбам хвост? (руль). Одежда из «монеток». Из каких монеток эта одежда? (это чешуя). Рыба живет в воде. Где может жить рыба? (в аквариуме, в море и т. д.). Как называются рыбы, живущие в море (морские), в реке..., в аквариуме...

Физкультминутка:

Ветер дует, задувает,

Пальму в стороны качает.

Ветер дует, задувает

Пальму в стороны качает.

А под пальмой краб сидит

И клешнями шевелит,

А под пальмой краб сидит

И клешнями шевелит.

Чайка над водой летает

И за рыбками ныряет,

Чайка над водой летает

И за рыбками ныряет

Под водой на глубине

Крокодил лежит на дне.

Под водой на глубине

Крокодил лежит на дне.

Воспитатель: А сейчас подойдите к макетам мест обитания рыб. Макеты чего вы видите?

Дети: Это макеты реки, моря и аквариума.

Воспитатель: Вам нужно сказать, как называется, выбранная вами рыба, где обитает и поселить рыбу в подходящий водоём.

Ребёнок: Это щука. Она обитает в реке. Это рыба пресноводная. Я поселю её в реку.

Ребёнок: У меня меченосец. Это аквариумная рыбка, она живёт в аквариуме.

Ребёнок: Я выбрал акулу. Она живёт в море. Это морская рыба.

Ребёнок: Моя рыба называется морской окунь. Это морская рыба. Я поселю

её в море.

Ребёнок: У меня - гуппи. Она живёт в аквариуме, потому что это аквариумная рыбка.

Ребёнок: Это ёрш. Он живёт в реке. Это речная рыба.

Воспитатель: Вы хорошо справились с заданием. А сейчас проходите и занимайте места на стульчиках. (Садятся)

Воспитатель: Ребята, вы уже знаете, что природа бывает живая и неживая. А сейчас подумайте и скажите, к какой природе мы отнесём рыб?

Дети: К живой.

Воспитатель: Почему вы так решили?

Дети: Рыбы рождаются, растут, питаются, движутся, дышат, размножаются

Воспитатель: Значит, к какой природе мы относим рыб?

Дети: К живой.

Воспитатель: Сейчас я расскажу вам, как рыбы появляются на свет и растут.

Сначала мама-рыбка откладывает икринки. В каждой икринке растёт зародыш. Потом из зародыша вырастает головастик. Посмотрите, какая у него большая голова, поэтому их так называют. Потом из головастика вырастает малёк. Из малька вырастает маленькая рыбка. Она растёт- растёт, и вскоре из неё вырастает настоящая рыба.

Воспитатель: А теперь вы сами разложите по порядку картинки с этапами развития рыбы.

Дети по - очереди подходят к столу с картинками, выбирают нужную и выкладывают на доске порядок появления рыб. Воспитатель: Золотая рыбка приготовила нам ещё задание, а чтобы его выполнить надо подготовить пальчики. Подходите ко мне.

Дети встают в круг.

Пальчиковая гимнастика «Рыбки»

Пять маленьких рыбок играли в реке,

Лежало большое бревно на песке,

И рыбка сказала: «Нырять здесь легко!»

Вторая сказала: «Ведь здесь глубоко».

А третья сказала: «Мне хочется спать!»

Четвертая стала чуть-чуть замерзать.

А пятая крикнула: «Здесь крокодил!

Плывите скорее, чтоб не проглотил».

Воспитатель: теперь вы готовы выполнить следующее задание. Подходите к столам. Сейчас нам нужен конверт с синим квадратом. Даша это задание будет выполнять у доски. Возьмите конверт. Достаньте рыб и положите слева от себя. Вы должны поместить своих рыбок, внимательно слушая мои команды. Готовы?

Долго играли весёлые рыбки в аквариуме. Красная рыбка заплыла в правый верхний угол, зелёная – в левый нижний, жёлтая – в левый верхний, синяя – в правый нижний, а маленькая розовая рыбка заплыла в самую середину.

Воспитатель: Успели? А теперь давайте проверим все ли правильно справились с заданием. Самопроверка.

Воспитатель: И с этим заданием вы справились! Наведите порядок на рабочих местах и подойдите к стульчикам. (Садятся).

Золотая рыбка: Ребята, а знаете ли вы, как надо ухаживать за аквариумными рыбками?

Ответы детей.

Золотая рыбка: Спасибо, дети! Я вижу, что вы много знаете о рыбах, умеете за ними ухаживать. Я с удовольствием буду с вами дружить.

Воспитатель: Какой же новый друг, ребята, у нас появился?

Дети: Золотая рыбка.

Воспитатель: О чём мы сегодня рассказали Золотой рыбке?

Ребёнок: Мы рассказали, где живут рыбы. Что они бывают речные, морские, аквариумные.

Воспитатель: Что нового узнали?

Ребёнок: Мы узнали, как рыбы появляются на свет.

globuss24.ru

Конспект урока по окружающему миру" Рыбы"

Рыбы

Цели: повторить отличительные признаки рыб; познакомить с особенностями строения рыб в связи с жизнью в воде; дать представление о растительноядных, хищных и всеядных животных этой группы; развивать умение анализировать и обобщать.

Оборудование: ручные лупы, чешуя рыб; фотографии и рисунки с изображением рыб; загадки о рыбах, пословицы и поговорки; карточки .

Ход урока

I. Сообщение темы урока.

– Отгадайте загадку:

Плаваю под мостиком

И виляю хвостиком.

По земле не хожу,

Рот есть – не говорю,

Глаза есть – не мигаю,

Крылья есть – не летаю. (Рыба.)

– Какие особенности животного отмечены в загадке? О каких «крыльях» идет в ней речь?

– Тема нашего урока – «Рыбы». II Актуализация опорных знаний. 1.Мозговой штурм. -Что вы знаете о рыбах? (Ответы детей). -Что хотите узнать? (Ответы детей). II. Изучение нового материала 1.Работа по учебнику.

– Рассмотрите рисунок в учебнике. Кто изображены? (Лебедь, бобр, морской конек, летучая рыбка, крокодил.)

– Что объединяет этих животных? (Жизнь этих животных связана с водой.)

– Назовите только рыб. По каким признакам вы отнесли этих животных к рыбам? (Тело рыб покрыто чешуёй.)

– Прочитайте текст учебника и расскажите об отличительных признаках рыб.

– Что способствует быстрому передвижению рыб в воде? (Покров из чешуи и слизи. Форма тела рыбы отличается от формы тела лебедя, бобра и крокодила.)

– У большинства рыб тело удлиненное, сжатое с боков. Голова плавно переходит в туловище, а туловище – в хвост. Шеи у рыбы нет. С длинной и гибкой шеей, отделяющей голову от туловища, тело животного перестало бы быть цельным и крепким клином, который легко пробивает себе дорогу в толще воды.

– Подумайте, почему так названы морские рыбы, изображенные на рисунках.

Рыба-молот

Морской конёк

Рыба-бабочка

Рыба-игла

Рыба-зебра

Рыба-пила

Рыба-ёж

2.Учитель рассказывает о «рекордсменах»Презентация. Черная рыба, живущая в небольших реках и болотах Чукотки, а также у побережья Аляски. Водоемы там промерзают до самого дна. Но это не мешает даллии. Она зарывается в ил и там зимует. Вмерзает даже в лед. При этом промерзает настолько, что становится хрупкой. В таком состоянии находится всю долгую зиму. Весной она оттаивает и продолжает нормально жить дальше!

бычок Берга, населяющий Черное, Азовское и Каспийское моря. Бычки в 3 см среди своих сородичей кажутся великанами.

семга, преодолевающая в воздухе 3

рыба-лист. Тело ее плоское, как лист, нос вытянут, как черешок листа, а на боках узоры, похожие на листовые прожилки. И плывет она, как мертвый лист, по течению. Все ее путают с листом и не трогают.

рыба-четырехглазка: каждый глаз ее поделен надвое. Рыбка плавает по поверхности и верхними половинками глаз наблюдает за воздухом, а нижними половинками – за дном. Видит, что на вверху и что внизу, – ничего не проглядит!

Пиранья – по-португальски значит «пират». У этих с виду безобидных рыбок мощные, как у бульдога, челюсти, усаженные крепкими, острыми зубами. Пиранья вмиг перекусит палку, толщиной в палец, да и сам палец не пожалеет. Если пираньи встретят плывущего кабана или быка, оставят от него груду обглоданных костей. Их боятся даже крокодилы. Впрочем, они вполне съедобны, только ловить их нужно осторожно.

анабас. В народе ее называют ползуном. Во время дождя или по утренней росе анабас нередко выбирается из водоема и в поисках пищи отправляется в путешествие по суше. Рыба ползет, отталкиваясь хвостом, грудными плавниками и шипами жаберных крышек, проходит сотни метров от водоема к водоему, переползает через камни и поваленные деревья.

А когда случается, что вода в речке совсем высохнет, рыбы-ползуны закапываются в ил и впадают в спячку.

илистый прыгун. Его часто можно увидеть забравшимся на воздушные корни мангровых деревьев. Своеобразное строение грудных плавников позволяет рыбкам быстро прыгать по суше. Догнать их почти невозможно.

морской черт. По внешнему виду она вполне оправдывает свое название. Представьте себе полутораметрового головастика с огромной зубастой пастью, со спиной, утыканной колючками, и с кожей, покрытой бородавками. Передний луч спинного плавника – «удочка» – вытянут у него в гибкий прут, на конце прута – кисточка. Полузарывшись в песок, черт наклоняет прут в разные стороны и шевелит кисточкой. Стоит заинтересованной рыбке приблизиться – и она мгновенно исчезает в огромной пасти.

Рыбы могут передвигаться только в воде и делают это с помощью хвоста и плавников. 3.Беседа.

– Расскажите о дыхании рыб.

– На какие группы по способу питания делятся все рыбы? (Всеядные, хищники, растительноядные.)

– На какие группы по месту обитания делятся все рыбы? (Морские, речные, аквариумные.)

– Рассмотрите и расскажите, чем отличаются разные рыбы. Подпишите, где они обитают.

В озере

Карась

Лещ

Судак

В аквариуме

Гуппи

Меченосец

Телескоп

В море

Сельдь

Акула

Камбала

В реке

Налим

Окунь

Щука

Сом – одна из самых крупных пресноводных рыб. Длина его бывает более четырех метров.

4. Наблюдение за аквариумными рыбками.

– Отгадайте загадку:

Посмотрите, теремок

От воды совсем промок.

В этом тереме жильцы –

Очень ловкие пловцы.

(Аквариум.)

– Наблюдали ли вы за аквариумными рыбками? Чем они обычно заняты?

– Обитают ли в аквариумах другие животные? Назовите их.

– Что необходимо обитателям аквариума?

– Для чего в аквариум помещают растения?

– Какие принадлежности нужны для ухода за аквариумом?

– Рассмотрите строение тела рыб. Как располагается на теле рыбы чешуя? (Чешуя располагается на теле рыбы рядами, края чешуек налегают друг на друга, подобно черепице на крыше дома. Такое расположение чешуи облегчает плавание. Чешуя примечательна и тем, что по ней можно узнать возраст рыбы.)

– Всех ли рыб можно содержать в одном аквариуме? Почему? (Нельзя растительноядных рыб держать с рыбами-хищниками.)

– Понаблюдайте за дыханием рыб. Можно увидеть их дыхательные движения: рыбки все время работают ртом, захватывая воду; у них равномерно поднимаются и опускаются жаберные крышки по бокам головы. 5.Ф и з к у л ь т м и н у т к а

И г р а «Рыбалка».

– Давайте проверим, хорошие ли мы рыбаки.

Выбираются «рыбки»: три девочки – маленькие «рыбки», два-три мальчика – большие «рыбки». Остальные дети, взявшись за руки, становятся вокруг них. Это «рыбаки» с сетью. Когда мелкие «рыбки» подплывают, «рыбаки» поднимают руки вверх, чтобы выпустить их за пределы круга, и быстро опускают, чтобы не упустить крупную «рыбу» – мальчиков.

– Рыболов, рыболов, покажи-ка свой улов!

– Я поймал леща большого и налима – вот такого!

Двух горбатых, полосатых окуней и двух линей,

Щуку, карпа, судака… А в ведерке два малька.

IV. Работа по хрестоматии.

1) Учащиеся читают рассказ «Записи на чешуе».

– Как можно узнать возраст рыбы?

Учитель раздает детям чешую рыб и ручные лупы. Учащиеся определяют возраст рыбы.

2) Дети читают рассказ «Что рыбы едят?».

– Назовите рыб, о которых шла речь в тексте. (Щука, лещ, линь, карась, окунь, сом, толстолобик.) Найдите их на рисунке.

– Назовите растительноядных рыб. (Толстолобик.)

– Назовите всеядных рыб. (Карась.)

– Назовите рыб-хищников. (Щука, окунь.)

3) Учащиеся читают рассказ «Как охотятся рыбы».

4) Дети читают короткие рассказы об акуле, сельди, электрическом угре в иллюстрированном словаре хрестоматии.

– Как питаются эти рыбы?

V. Работа в тетради.

З а д а н и е 9.

1-й э т а п: учащиеся выбирают животных, тело которых покрыто чешуей (жерех, скат, белуга, скалярия, бычок).

2-й э т а п: вписывают названия рыб в кроссворд.

ж

е

р

е

х

2

с

к

а

т

3

б

е

л

у

г

а

4

с

к

а

л

я

р

и

я

5

б

ы

ч

о

к

– Что рыбам помогает дышать в воде? (Жабры.)

– Как вы думаете, почему рыбы на суше погибают?

– Расскажите о дыхании рыб.

Учащиеся рассказывают:

1) рыбы дышат кислородом, растворенным в воде;

2) помогают рыбам в дыхании жабры, которые скрыты под жаберными крышками, расположенными сзади головы;

3) рыба дышит только тогда, когда жабры омываются водой.

– Вот почему рыба погибает на берегу реки, хотя в воздухе тоже есть кислород.

З а д а н и е 10. Вписать в кружки около рисунков силуэтов рыб цифры, соответствующие названиям этих рыб.

З а д а н и е 12. По клеточкам нарисовать рыбу-молот.

VI. Игротека «Знатоки рыб».

1. И г р а «Пословицы, поговорки, приметы о рыбах».

2. И г р а «Отгадай загадку – покажи отгадку».

На доске представлены картинки с изображением разных рыб. Учитель загадывает загадку, учащиеся отгадывают ее и показывают на доске нужную картинку.

1. В реках, старицах, озерах, много зарослей в которых,

И в карьерах обитает, и прудов не избегает

С промерзающей водой.

И серебряный бывает,

И бывает золотой.

(Карась.)

2. Драчун и забияка в речной воде живет

И маленьким рыбешкам проходу не дает.

Костлявый и колючий, не любит он шутить.

Его ведь даже щука не может проглотить.

Он весь в иголках, словно еж.

А как зовется рыба?

(Ерш.)

3. На дне, где тихо и темно,

Лежит усатое бревно.

Он в самом омуте живет,

Хозяин глубины.

Имеет он огромный рот,

А глазки чуть видны.

(Сом.)

4. У нее во рту пила, под водой она жила.

Всех пугала, всех глотала, а теперь – в котел попала.

(Щука.)

5. Я рыба. Вся моя семья живет в морях, лишь в речке я!

(Налим.)

Учитель з н а к о м и т с некоторыми речными жителями:

– Ерш чем-то напоминает ежа – такой же колючий. Ерш очень живуч: бросишь его на лед – замерзнет, а в тепле оттает и вновь поплывет.

Карась неприхотлив. Может жить в стоячей воде. Ест все подряд.

Плотвички очень похожи на ласточек – резкие, ловкие, хвостик вилочкой, раздвоен. За красивые красные плавнички рыбаки еще зовут плотву красноперкой.

Линь на суше покрывается пятнами, какими-то лохмотьями. Это слизь на нем твердеет, шелушится и отпадает. За способность линять рыба и получила свое название.

Щуку рыбаки прозвали речным волком. Нападает она и на ма-леньких рыбешек, и на крупных, если голодная, утащит на дно гусенка или утенка. Но еще одно прозвище есть у щуки – речной санитар. Ведь в первую очередь щука нападает на больных рыб и тем самым очищает водоемы, не дает распространиться болезням.

Горбуша – рыба-путешественница. Пока растет – плавает по морям. Но когда придет время откладывать икру, горбуша изо всех сил устремится в речку, где когда-то родилась сама. Долог и труден ее путь – через водопады, мели и перекаты, порой ползком на брюхе добирается рыба до родной протоки или ручья. Прибудет на место, выроет на дне ямку, отложит икру, а сама, обессиленная, погибнет. Мальки горбуши, когда появятся из икринок, скатятся по реке в океан.

3. И г р а «Диаграммы».

Знаас (сазан). Укащ (щука). Раська (карась). Милан (налим). Парк(карп). Куала (акула).

4. И г р а «Строение рыбы».

– Укажите стрелками и подпишите части тела рыб.

VII. Итог урока.

– Назовите признаки рыб.

– Перечислите группы рыб по способу питания.

– Перечислите группы рыб по месту обитания.

Домашнее задание: с. 12–14, отвечать на вопросы.

infourok.ru


Смотрите также

 

..:::Новинки:::..

Windows Commander 5.11 Свежая версия.

Новая версия
IrfanView 3.75 (рус)

Обновление текстового редактора TextEd, уже 1.75a

System mechanic 3.7f
Новая версия

Обновление плагинов для WC, смотрим :-)

Весь Winamp
Посетите новый сайт.

WinRaR 3.00
Релиз уже здесь

PowerDesk 4.0 free
Просто - напросто сильный upgrade проводника.

..:::Счетчики:::..